Разобрали принцип работы автопилотов в современных авто. насколько это безопасно?

Моральные проблемы

Развитие беспилотных автомобилей сопровождается рядом этических проблем, в том числе: моральная, финансовая и уголовная ответственность за аварии, решения, принимаемые автомобилем перед потенциально фатальным столкновением, проблемы защиты данных и проблемы потери рабочих мест.

Существует ряд мнений касательно того, кто должен нести ответственность в случае аварии, в частности при наличии пострадавших. По мнению ряда экспертов ответственность должна лежать на производителях автомобилей в случае если авария происходит из-за технического сбоя или. В этом случае у производителей будет стимул инвестировать в устранение подобных неполадок не только ради защиты имиджа но и во избежание финансовых и легальных последствий. В то же время есть противоречащая точка зрения, согласно которой пользователи или владельцы беспилотных автомобилей должны нести ответственность поскольку им известны риски, сопряженные с их использованием.

Следующей проблемой является вопрос того, как самоуправляемые автомобили должны быть запрограммированы действовать в экстренных ситуациях где либо пассажиры, либо другие участники дорожного движения находятся в опасности. Классическим примером моральной дилеммы стоящей перед производителями автомобилей и разработчиками ПО является проблема вагонетки, в которой перед кондуктором вагонетки стоит выбор оставить ее на первоначальном пути следования и сбить 5 человек или сместить вагонетку на запасной путь и сбить одного человека. В данной проблеме необходимо адресовать два основных вопроса. Во-первых, какой моральный базис должен использоваться самоуправляемым автомобилем для принятия подобных решений? Во-вторых, как эта логика должна быть передана в компьютерном коде? Исследователи предлагают использование двух этических теорий для программирования поведений самоуправляемых автомобилей: деонтологию и утилитаризм. Три закона робототехники Азимова являются типичным примером деонтологической этики. Согласно этой теории самоуправляемый автомобиль должен жестко следовать предписанным правилам в любой ситуации. Согласно утилитаризму каждое решение предпринимаемое автомобилем должно стремиться максимизировать полезность подобного решения. В данном случае необходимо дать определение полезности, одним из которых может быть максимизация количества спасенных человеческих жизней. По мнению исследователей самоуправляемые автомобили должны оперировать на базе сочетания нескольких теорий чтобы уметь принимать морально обоснованные решения в экстренных ситуациях.

Google карты – использование гугл мап

Google карты – это интернет-средство нахождения любых объектов, расположенных в самых отдаленных уголках земного шара.

Пользователи видят Гугл-карты в масштабе. Дабы каждый пользователь мог получать достоверные данные о необходимых объектах, при разработке карт сервис использует только проверенную информацию. Вся информация обновляется с периодичностью 1 раз в полгода.

При просмотре карт Google можно воспользоваться следующими режимами:

• «Карта» – стандартные картографические данные (дороги, парки, границы);• «Спутник» –  возможность детального рассмотрения объектов по аэроснимкам;• «Ландшафт» – наглядная демонстрация всех физических элементов местности (равнины, горы, реки, поля).Из всех функций пользователи широко пользуются возможностью самостоятельно построить маршруты. Ее оценили даже опытные путешественники, ведь благодаря использованию данной функции они смогли подобрать по карте оптимальные маршруты передвижения.

С сервисом также связано приложение Google Планета Земля. Как и Карты Google, программа Google Планета Земля позволяет просматривать снимки земной поверхности, увеличивать и уменьшать масштаб и строить маршруты передвижения. Её достоинством является трёхмерное отображение земной поверхности (с учётом рельефа), возможность наблюдения под произвольным углом (а не только отвесно сверху), постепенное уточнение изображения по мере загрузки более детальных фотоснимков. 

Веб-сервисы

– один из самых функциональных и удобных русскоязычных картографических сервисов. Здесь, помимо захватывающих видов со спутника, собрана масса крупномасштабных топографических карт и карт улиц (OSM) многих городов России и других стран.

Виды со спутника представлены следующими службами:

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Спутниковые карты поддерживают разные режимы отображения – цветное, черно-белое, рельефное и т. д., в зависимости от возможностей служб, которые их предоставили.

Пользователь Bestmaps.ru может управлять масштабом, ставить на картах метки, добавлять локации в избранные и определять собственную геопозицию.

Satmaps.ru

– это большой сборник топографических и спутниковых карт, а также панорамных видов всех регионов и населенных пунктов России. Сервис удобен и прост в применении: для поиска любого объекта достаточно кликнуть по кнопке с названием области или края, где он расположен, затем нажать кнопку с названием города, а далее – улицы. Выбранная точка мгновенно отобразится на карте.

Виды со спутника здесь представлены только службой Яндекс.Карты.

Чтобы переключить вид карты с обычного на спутниковый, нажмите в ее верхнем правом углу кнопку «Слои» и выберите «Спутник». Для изменения масштаба используйте колесико мыши.

Satellite-maps.ru

представляет собой сборник спутниковых и топографических карт высокого разрешения всех регионов России, Европы и стран мира (более 260). Мелкомасштабные карты государств и регионов (например, Крыма) и крупномасштабные – населенных пунктов здесь сгруппированы по отдельности, что упрощает навигацию по сайту. Кроме того, списки частозапрашиваемых объектов – больших городов и некоторых стран (в частности, это США, Беларусь, Украина, Узбекистан, Казахстан и др.) вынесены на главную.

На страничке каждой страны, крупного города и области приведены описания с упоминанием климатических особенностей, культурно-значимых объектов и прочей информации, которая может заинтересовать туристов.

Виды со спутников на сервисе Satellite-maps.ru представлены службой Google maps. Для переключения формата карты (топографическая – спутниковая) используйте кнопку в нижнем левом углу, а для масштабирования – колёсико мыши и клавишу Ctrl или кнопки «плюс» и «минус».

Maps-online.ru

На собраны карты высокого разрешения всех областей и краев РФ. Как и везде –  спутниковые и топографические.

На главной странице сайта размещен список регионов нашей страны и графические миниатюры нескольких крупных городов – Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тулы и Самары. Также здесь находится карта всей России.

На странице каждой конкретной области приведен кликабельный список ее районов и населенных пунктов. Щелчок по пунктам списка открывает крупномасштабные карты этих объектов. Разделы, посвященные отдельным областям и областным центрам, дополнены кратким описанием статистического характера.

Сервис Maps-online.ru использует картографические данные двух служб – Яндекс.Карты и Гугл мапс.

Mapquest.com

Англоязычный сервис не слишком известен в нашей стране, зато очень популярен у жителей США и других стран западного полушария. Это не просто набор карт с нанесенными  географическим объектами, а подробный справочник с широким дополнительным функционалом, куда входит:

  • Составление автомобильных маршрутов.
  • Бронирование номеров в отелях.
  • Поиск объектов POI («точек интереса» ) – магазинов, кофеен, супермаркетов, заправочных станций, мест, где можно поесть, остановиться на ночлег и прочего.
  • Создание и добавление собственных карт, нанесение пользовательских меток и объектов.
  • Возможность делиться картами и т. д.

По умолчанию Mapquest.com загружает территорию Соединенных Штатов, но при желании вы без труда переместитесь на область России. Улицы и крупные автотрассы нашей необъятной родины имеют подписи на русском языке.

Чтобы переключиться с обычного вида на спутниковый, нажмите кнопку «Satellite» с иконкой земного шара на панели, обведенной рамкой на скриншоте выше.

Аварии с автопилотируемыми авто

Но, как вы все прекрасно знаете, автопилот Tesla тоже не без греха. Не так давно все новостные сайты запестрели заголовками: «Автопилот Tesla убил человека». Действительно, 7 мая этого года 40-летний житель штата Огайо, Джошуа Браун попал в аварию на автомобиле Tesla, который в этот момент работал в режиме автопилота. Ни водитель ни автопилот не заметили поворачивающую фуру, в результате тормозная система не активировалась и автомобиль на приличной скорости въехал в тягач. Водитель погиб.

Есть две версии почему ни автопилот ни водитель не смогли вовремя затормозить. Фура была светлого цвета и на фоне яркого неба была не сильно заметна. Система попросту не увидела поворачивающий тягач, водитель видимо тоже. Кроме того, причиной почему система не смогла увидеть огромную фуру и вовремя затормозить, мог стать большой дорожный просвет тягача. Автопилот устроен таким образом, чтобы игнорировать высоко расположенные объекты, иначе автопилот Tesla тормозил бы каждые несколько метров реагируя на знаки и другие предметы.

Но при всем при этом, авария Tesla это единственное ДТП со смертельным исходом на 210 млн км пути, которые проехали автомобили Tesla Model S в режиме автопилота. В то время как по статистике в США аварии со смертельным исходом происходят примерно каждые 151 млн км, а по общемировой статистике каждые 97 млн км. Одним словом автопилот Tesla, не смотря на то, что он по прежнему работает в режиме Бета-тестирования, гораздо надежнее человека. А данная конкретная авария, скорее роковое стечение нескольких обстоятельств.

Будущее проекта

У этого проекта есть очень серьезная перспектива. Thrun и его коллеги из Google, в том числе Ларри Пейдж и Сергей Брин, убеждены, что более умные транспортные средства могут помочь сделать транспорт более безопасным и более эффективным. Автомобили могут перемещаться на меньшем расстоянии друг от друга, что позволит использовать от 80 до 90 процентов пустого пространства на дорогах, а также формировать скоростные колонны на автострадах.

Роботизированные автомобили будут реагировать быстрее, чем люди, избегая несчастных случаев, потенциально сохраняя тысячи жизней. Thrum сказал, что более умные  транспортные средства потребуют значительных вычислительных мощностей и большие объемы данных, и это та причина, почему этот проект имеет смысл для компании Google.

Urmson описал свое видение будущего. Транспорт, по его мнению, станет общим ресурсом, неким сервисом, который люди будут использовать при необходимости. Вы бы просто используете смартфон, и автономный автомобиль приедет за вами, готовый везти вас куда угодно. Вы могли бы при этом просто посидеть и отдохнуть, ну или поработать, в случае необходимости.

Возможности картографического сервиса Карты Google

«Карты Гугл» — это веб-сервис, предоставляющий детальную визуальную информацию о географических регионах и местах по всему миру. Вдобавок к отображению конвенциональной карты дорог, сервис также предлагает воздушные и спутниковые снимки различных мест, имеются снимки, выполненные с  помощью различных транспортных средств.

«Google Карта» включает в себя несколько популярных сервисов:

  • Планировщик маршрутов предлагает создание маршрутов для водителей и пешеходов, желающих попасть из точки А в точку Б;
  • API «Карты Гугл» делает возможным вставку карт из Google карты на различные сайты;
  • Обзор улиц Гугл (Google Street View) позволяет пользователям просматривать улицы различных городов мира, виртуально перемещаясь по ним;
  • Карты Гугл для мобильных платформ предлагают задействование GPS навигации мобильных устройств для позиционирования пользователя на карте;
  • Вспомогательные сервисы предлагают изображение Луны, Марса, облаков и т.д. для астрономов и просто любителей.

Чтобы начать работать с картами Гугл на весь экран запустите сервис google.ru/maps. Перед вами откроется схематическая карта мира (в зависимости от местоположения пользователя, обычно это карта Европы).

Google-мобиль

Но не только в Tesla трудятся над автопилотом. Пожалуй, самый известный в мире автомобиль способный ездить без водителя — это Google-мобиль. Не смотря на то, что автомобили Google до сих пор проходят только тесты, о них знают в любой точке земного шара. Причем Google использует для системы автопилотирования, как собственную разработку, крошечный двухместный автомобильчик, так и вполне гражданские Lexus RX, Toyota Prius и даже Audi TT. Для автопилота Google использует данные от сервиса Google Street View и особый датчик LIDAR, который устанавливается на крышу автомобиля. LIDAR расшифровывается, как Light Identification Detection and Ranging, то есть световое обнаружение и определение дальности. По сути это дальномер оптического диапазона и принцип его работы очень похож на радар.

Первые тесты автономных автомобилей с системой LIDAR от Google начались в 2010 году. В 2014 году компания показала собственный прототип беспилотного автомобиля, который не имеет ни руля, ни педалей газа и тормоза, и на 100 % автономен. А внешне Google-мобиль больше напоминает персонаж мультфильма, чем серьезное транспортное средство. Но в итоге цель Google это не продажи автомобилей, а продажи систем беспилотного управления крупным автомобильным концернам. В мае этого года Google заключила договор с Fiat-Chrysler, в рамках которого будет выпущено 100 самоуправляемых Chrysler Pacifica.

Система Google также имеет свои недочеты, как и Tesla. Например, Google-мобили не могут ездить под проливным дождём и в условиях заснеженной местности. А происходит это потому, что Google использует систему сравнения заранее отснятых фотографий с окружающим ландшафтом, который автомобиль видит в режиме реального времени. То есть Google-мобиль попросту не может определить местность, если лежит снег.

Ответственность

Человечество встанет перед большой проблемой − превращение электронного помощника в главное действующее лицо тянет за собой шлейф сложных вопросов. Если раньше люди использовали роботов лишь как помощников, а основную функцию выполняли сами, то внедрение беспилотника – большая ответственность. Гугл, кажется, собирается взять ее на себя, но в одиночку компании с этим не справится. Давайте не будем лезть в технические дебри, а рассмотрим для начала один важный нюанс. Рассмотрим инфраструктуру, которая потерпит изменения. С внедрением гугл-кара все автомобили на дороге обязаны двигаться одинаково, ведь в противном случае обеспечить безопасность будет просто невозможно. Движение транспортных средств станет похожим на равномерное передвижение битов информации в цифровой сети. Вся транспортная система должна будет пережить полную модернизацию. Вся ответственность в этом случае должна будет возлагаться на некоего «большого брата», способного свести на нет все риски, связанные с перемещением таких автомобилей из точки А в точку В. Как вы думаете, сколько в мире стран, могущих себе такое позволить? Правильно, лишь единицы и те − лидеры мировой экономики. Страны же победнее окажутся лицом к лицу с проблемой в плане безопасности.

Автомобилю от Гугл не потребуется водитель

Один из наиболее серьезных вопросов, связанных с внедрением беспилотников, касается также ответственности за ДТП. Конечно же, надежность техники сегодня приближается к 99,9 процентов, но что делать с остающейся сотой долей, ведь речь идет о человеческих жизнях? Как ни крути, все что было раньше, вся история человечества, все ее законы основаны на рациональном использовании индивидом сознательности окружающих его собратьев. Механический элемент, робот, насколько бы он ни был совершенен, априори приведет к общему пересмотру сложной системы, регулирующей доселе человеческие отношения и нашу с вами, дорогой читатель, жизнь.

Tesla автопилот

Принцип работы автопилота Tesla построен на данных от четырех источников. Во-первых, Tesla использует специальные ультразвуковые сенсоры, которые сканируют пространство вокруг автомобиля в поисках препятствий и других машин. Во-вторых, используется специальный фронтальный радар, который позволяет автомобилю видеть, что происходит впереди даже в дождь и туман. В-третьих, система автопилота Tesla использует фронтальную камеру, которая позволяет следить за разметкой и дорожными знаками. Ну и четвертая составляющая автопилота Tesla — высокоточный GPS-трекер, который отслеживает работу всей системы и проверяет точность действий. Правда в Tesla утверждают, что их автопилот не предназначен для езды по городу, а только для передвижения по автострадам (автобанам, хайвеям). Однако, в городе он все-таки тоже работает.

«Яндекс» и Cognitive Technologies

Из отечественных производителей за мировой рынок всерьез борются «Яндекс» и Cognitive Pilot (СП, образованное в результате сделки Сбербанка и Cognitive Technologies), но они не конкурируют между собой.

«Яндекс» имеет большой беспилотный флот и пробег, компания уже начала экспансию за пределы России, запустив долгосрочное тестирование своих беспилотников в Тель-Авиве, где весьма разнообразна инфраструктура и много двухколесных участников движения, и в штате Мичиган (США), где можно испытывать робомобили на общих дорогах без инженера в салоне.

«Наши машины с точностью до сантиметра определяют свое местоположение на дороге, а также распознают мир вокруг — участки движения, препятствия, объекты. Эти проблемы почти решены, и теперь мы переходим к самому сложному и интересному: предсказанию поведения и намерений других участников движения. Если бы все всегда ездили по правилам, было бы просто. Но все немного нарушают, что увеличивает непредсказуемость окружающей среды. Самая сложная задача — движение в час-пик в центре города. Чтобы ее решить, нам потребуется еще три-четыре года», — рассказала «Эксперту» руководитель пресс-службы «Яндекса» Юлия Швейко.

Если «Яндекс» сразу был нацелен на решение сложных задач — создание и испытание систем высокого уровня автономности, то Cognitive Pilot начал с освоения узких сегментов, которые уже сейчас готовы к внедрению отдельных элементов автономности. Его ниши — сельхозтехника и рельсовый транспорт.

«Мы не занимаемся легковыми автомобилями, а делаем по контрактам системы управления на основе искусственного интеллекта — то, что востребовано рынком. Наш принципиальный подход — использовать технологии, которые могут быть коммерциализованы и внедрены в массовое производство. Системы беспилотного транспорта для нас уже сегодня являются бизнесом, тогда как для многих других компаний, работающих в этой области, это пока статьи расходов, ориентированные на далекое будущее», — поясняет руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot Юрий Минкин.

На рынке уже появилась технология от Cognitive Pilot — система автоматического ведения комбайнов, позволяющая машине в режиме автопилота двигаться по кромке полосы. Это примерно третий уровень автономности. В числе покупателей — производители автокомплектующих из Германии и азиатских стран. Имена контрагентов, а также сумму сделок в компании не разглашают. Не называют и точную сумму инвестиций в беспилотники, известно лишь, что это «много миллионов долларов».

По словам Юрия Минкина, Cognitive Pilot рассчитывает на существенную долю мирового рынка беспилотных систем для сельскохозяйственных машин, полагая, что в будущем придется конкурировать с производителями комбайнов, которые тоже развивают подобные технологии. Несмотря на то что компания уверенно себя чувствует в своих нишах, в ее планах — создавать системы четвертого и пятого уровней автономности, потому что «этого требует рынок, и останавливаться нельзя».

Мне хотелось бы, чтобы эта технология заработала… вчера

Из-за внезапно пошатнувшегося здоровья полностью функциональный, независимый, социально активный человек с хорошей карьерой превращается в привязанного к дому, беспомощного, бессильного.

При обсуждении беспилотных автомобилей люди, как правило, задаются поверхностными вопросами. Сколько он будет стоить? Должен ли он заменить мой существующий автомобиль? Заменят ли такие машины такси? Что, если мне необходимо заехать в какой-нибудь drive-thru?

Эти люди игнорируют куда более умные и важные вопросы. Они игнорируют тот факт, что 45% граждан США с ограниченными возможностями по-прежнему работают. Игнорируют факт того, что 95% времени обычный автомобиль простаивает. Игнорируют возможности, благодаря которым данная технология изменит жизнь пожилых людей и заставит забыть о стоянках и гаражах. Эти люди упускают суть, потому что думают лишь о том, сможет ли компьютер ехать по трассе лучше, чем они.

Внедрение

В апреле 2014 компания объявила, что их автомобили прошли почти 1,1 млн км. По данным на лето 2015, по улицам Маунтин-Вью ездят 20 самоуправляемых автомобилей Google, отрабатывая маневрирование в потоке машин.

В мае Google и Fiat Chrysler заключили договор о сотрудничестве с целью выпуска 100 самоуправляемых Chrysler Pacifica. Эти машины будут иметь гибридный двигатель и 8 посадочных мест. Они будут использоваться Google для тестирования технологий для автомобилей, способных перевозить большое количество людей.

В мае 2016 предлагает работу водителям из Чандлера (штат Аризона) в качестве «специалистов по безопасности транспортных средств» с оплатой 20$ в час. Также беспилотные автомобили тестируются в дождливом Керкленде (Вашингтон) и Остине (Техас).

Компания Waymo в 2018 запустила первый в мире коммерческий сервис беспилотных такси. Правда, работает он исключительно в пригороде Феникса, да и доступен только ряду избранных пользователей, так что запуск весьма условный.

Компания построит в Мичигане завод по производству таких автомобилей

Что важно, это будет первый в мире завод, полностью ориентированный на выпуск беспилотных авто с автопилотом четвёртого уровня. Конкретных сроков Waymo не назвала, но указала, что создаст сотни новых рабочих мест в течение следующих нескольких лет.

Монетизация

У Google нет немедленных планов по монетизации системы, но в компании надеются развить бизнес-модель, в том числе по продаже лицензий автопроизводителям.

Юрист из Автотранспортной инспекции Калифорнии выразил озабоченность тем, что «данная технология намного опережает законодательство во многих областях» — закон штата гласит, что «любое транспортное средство должно управляться человеком». Согласно the New York Times, законодатели обсуждают необходимость обновления законодательства для стимулирования развития беспилотных транспортных средств, поскольку «технологии развиваются так быстро, что есть опасность опережения ими существующих законов, некоторые из которых датируются эрой каретных повозок».

В конце августа 2013 года стало известно о том, что Google планирует выпуск своего собственного автомобиля, а также инвестировал $250 млн в службу такси Uber, которую планирует укомплектовать своими беспилотными автомобилями.

Рынок — резиновый!

В России есть еще порядка двух десятков команд, занятых разработкой систем автономного управления наземным транспортом. Они находятся на разных этапах развития технологий, в основном имеют лишь несколько тестовых моделей, но при удачном стечении обстоятельств вполне могут рассчитывать на свою долю. «Учитывая огромные перспективы рынка, любая компания, начинающая работать сегодня, будет расти вместе с рынком», — говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great в РВК.

«Это венчур в классическом понимании: высокорисковая сложная область, если здесь удастся заработать, то очень много. О конкретных сроках и суммах говорить сложно, но можно посмотреть на технологических лидеров прошлых периодов: как росли Apple, Google и другие», — отмечает Дмитрий Филатов (Sistema_VC).

Многие из небольших отечественных команд уже готовы к коммерциализации технологии в нишевых сегментах. НПО «Старлайн» вывело на дороги общего пользования в Санкт-Петербурге два робомобиля, которые умеют определять локализацию машины в пространстве, детектировать объекты и строить маршруты. Параллельно компания работает над созданием цифровой модели дорог и ее интеграцией в интеллектуальную транспортную систему города (ИТС). Таким образом, по мнению разработчиков, будет решена задача прогнозирования ситуации на дорогах.

«ИТС с помощью детекторов транспорта отслеживает местоположение автомобилей, понимает разрешенное направление движения. Она обладает высокими вычислительными мощностями, чтобы просчитать траектории всех участников в реальном времени. Рассчитав траектории, инфраструктура передаст эту информацию беспилотному автомобилю, который на основании этих данных поменяет маршрут, остановится или предпримет другие необходимые действия. В таких нишах, как транспортировка грузов в помещениях складов или перевозка персонала на закрытых территориях крупных предприятий беспилотные, технологии StarLine как коммерческий продукт готовы и выходят на рынок», — рассказал Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine».

КамАЗ разрабатывает несколько моделей беспилотных грузовиков грузоподъемностью от 30 до 120 тонн для использования в карьерных перевозках. Кроме того, в компании создан модуль автономного управления автомобилем — надстройка «Аватар», с помощью которой грузовик можно сделать беспилотным при условии соблюдения определенных технических характеристик. Тест-драйвы КамАЗы-роботы проходят на Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский полуостров), их пробег — 2500 километров.

ГАЗ имеет две модели беспилотных автомобилей, созданных на базе электробусов «ГАЗель Next», которые способны самостоятельно определять стационарные и динамические препятствия на маршруте. Компьютер проводит оценку возможности пересечения траекторий автомобиля и препятствия, в зависимости от выбранного сценария машина совершает безопасный маневр либо останавливается, при необходимости с использованием экстренного торможения. Дорогостоящие лидары не используются, вместо них — навигационные системы GPS/ГЛОНАСС с приемниками дифференциальных поправок, позволяющих определить местоположение автомобиля с точностью до одного сантиметра. На случай прерывания сигнала (например, если машина проезжает под мостом) установлены блоки инерциальной навигации. ГАЗ испытывает свои робомобили на специально созданном полигоне.

В числе вузов, осваивающих тему беспилотников, — МАДИ, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ, Ковровская государственная технологическая академия, Московский политехнический университет, Ульяновский государственный технический университет. Их проекты имеют больше отношения к науке и образованию, чем к бизнесу.

«Институты в мировом тренде, но ни одна ассоциация институтов не способна инвестировать миллиарды долларов в проект создания беспилотников, как это делает индустрия. В ожидании большого прорыва мы пытаемся заглянуть за горизонт и вовремя предложить изменения образовательных процессов, чтобы, когда этот рынок появится, выпускать достаточное количество квалифицированных специалистов», — замечает Султан Жанказиев.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий