Замена ремня грм на меган 2 с двигателем к4м

Что из себя представляет ремень ГРМ

Система газораспределения ДВС обеспечивает своевременную подачу воздуха (дизельный двигатель) или рабочей смеси (бензиновый мотор) в цилиндры силовой установки на такте впуска и отвода отработавших газов из цилиндров на такте выпуска.

Для решения таких задач механизм газораспределения (ГРМ) управляет открытием/закрытием клапанов впуска и выпуска, которые присутствуют в каждом цилиндре двигателя. В систему распределения газов входит также и распредвал, который непосредственным образом управляет работой клапанов в цилиндрах.

Выполнение функций распределительного вала обеспечивается за счет вращательного момента, который передается от коленвала с помощью особого привода. Приводной механизм включает шкивы коленчатого и распределительных валов, а также соединяющий их ремень ГРМ.

При конструировании дизельных двигателей разработчики чаще всего размещают ремни ГРМ между радиатором и блоком цилиндров. Такая зона находится в передней части моторного отсека. В некоторых моделях авто ремень газораспределения можно увидеть после открытия капота, но чаще этот элемент закрыт защитными кожухами. Независимо от конструкции дизельного мотора добраться до ремня ГРМ не так сложно.

Внешне ремень ГРМ дизельного двигателя выглядит как замкнутый контур, который имеет зубчики на внутренней стороне. Нужно отметить, что для каждого типа моторов выпускается отдельный вид газораспределительных ремней, поэтому подобрать универсальную запчасть не получится. Если раньше для производства ремня ГРМ дизельного двигателя использовали резину с кордом из текстиля, то в настоящее время чаще применяется стекловолокно и различные полимерные составы, имеющее высокую степень прочности. Готовое изделие устойчиво к механическим нагрузкам и износу.

Компании, занимающиеся производством ремней ГРМ для дизельных двигателей, отмечают, что их продукция имеет высокую степень устойчивости к нагрузкам. Подобное утверждение полностью подтверждается опытом практического использования таких деталей. Конечно, прочность ремней нельзя сравнить с подобными характеристиками цепей для газораспределительных механизмов, но и они могут эффективно справляться со своими функциями на протяжении нескольких десятков тысяч километров. В тоже время при нарушении требований эксплуатации ремень ГРМ дизельного двигателя может износиться и оборваться гораздо раньше расчетного срока.

Ход работ по замене ремня ГРМ 16 клапанного K4M

Загоните автомобиль в гараж со смотровой ямой, снимите правое переднее колесо, брызговик подкрылка. Опустите автомобиль на опоры. Откроется доступ к шкиву коленвала (1), ремню генератора (2), натяжному ролику (3).

Начало замены

Ключом на 13 или 15 мм (зависит от модели авто) оттяните натяжной ролик, снимите привод генератора.

Затем находим заглушку отверстия для стопорения КВ, головкой на 14 откручиваем ее.

Снизу подпираем домкратом картер, откручиваем 6 болтов крепления правой опоры К4М головкой на 16.


Лучше подпирать мотор домкратом, чтобы при необходимости можно было опустить или приподнять двигатель


Крепление подушки двигателя К4М

Снимаем воздушный ресивер (с другой стороны двигателя). Откроется доступ к заглушкам распределительных валов. Протыкаем по центру отверткой, отковыриваем.


Заглушки отверстий коленвалов

Теперь внимание! Проворачиваем КВ до тех пор пока прорези концов РВ не станут горизонтально. Далее (помните, как сняли заглушку стопора коленвала?) надо вместо нее вставить специальный стопорный болт и зафиксировать КВ

Далее (помните, как сняли заглушку стопора коленвала?) надо вместо нее вставить специальный стопорный болт и зафиксировать КВ.

После того, как вставили стопорный болт, закрутили от руки до упора, чуть поверните коленвал и он зафиксируется. После этого специальным приспособлением фиксируем РВ.


Фиксируем распредвалы

Откручиваем крепление тяги (1) и (2), отбрасываем тягу. Дальше откручиваем шкив КВ (3) и снимаем его.

Снятие ремня ГРМ

Снимаем пластиковую крышку, а затем металлическую часть. Пластиковая держится на 4 болтах. Металлическая крышка имеет 3 болта и 2 гайки на 13 мм. Откручивать неудобно приходится приподнимать или опускать двигатель.

После снятия крышек, откроется доступ к натяжному ролику. Проставьте маркером метки положения стрелки. Снимите ремень, снимите натяжной и направляющий ролик (снимается со втулкой).

Затем съемником снимаем шестеренку с коленвала.

Проверьте состояние ролика водяной помпы.

Установка нового ремня ГРМ по меткам

Перед обратной сборкой проверьте снятые узлы, замените на новые из комплекта, проверьте состояние сальников коленвала, помпы. Прочистите посадочные места. Ставим новый натяжной ролик (1). Будьте внимательны, на нем есть прорезь, надо, чтобы она совпала в паз. Накручиваете от руки гайку, затем ставите направляющий ролик (2), крепите до конца.

Заводим ремень ГРМ К4М. Сначала надеваем на шестерни распределительных валов, пропускаем на ленивец, шестерню помпы, натяжитель. Свободная петля ремешка опустится вниз. Совет: проверьте положение КВ, наживите болт с контргайкой, пробуйте слегка провернуть по часовой стрелке. Вал упрется. Аккуратно выверните болт. Прорезь под шпонку находится строго вертикально оси вала.

Ставим шестеренку коленвала. Можно чуть приподнять двигатель, чтобы легче было насадить шестерню на вал.

Делаем натяжку: вставляем шестигранник (1), проворачиваем по часовой стрелке эксцентрик (2), смотрим, чтобы флажок (3), совместился с прорезью, (4) затягиваем болт крепления до упора.

Снимаем стопорный винт с коленчатого вала, приспособление с распредвалов. Делаем один оборот коленвала, смотрим совмещение прорезей РВ. Приспособление опять должно войти в прорези, что означает правильную установку.

Сборка

Сначала ставим металлическую крышку, затем пластмассовую крышку. Для удобства крепления можно слегка приподнимать или опускать двигатель К4М. Не забываем про заглушки коленвала, РВ. Надеваем шкив привода генератора на коленвал, заодно меняем ремень генератора. Ставим остальные элементы разборки на свои места. Проверяем уровень масла, охлаждающей жидкости, подсоединяем клемму аккумулятора, включаем зажигание. Проверяем работу К4М на холостых оборотах, в движении на скорости.


К4М под капотом Ниссан Альмера G15

Особенности замены ремня ГРМ в дизельном двигателе

Опытные автолюбители могут сказать, что заменить ремень ГРМ на дизельном моторе не так сложно, но есть у этой процедуры свои особенности, которые нужно учитывать при выполнении работы.

Прежде всего, необходимо выставить ремень по меткам. Если это требование нарушено, то во время работы двигателя клапана могут встретиться с поршнями, что повлечет за собой серьезные последствия. Кроме того, необходима замена прохождение ремня ГРМ дизельного двигателя (нужно обязательно менять натяжные ролики).

Чем обусловлена такая необходимость? Дело в том, что вращение ременному механизму придается с помощью натяжных роликов, которые включают подшипники, имеющие ресурс службы такой же, как и у ремня ГРМ. Если вы обратитесь к профессионалам для того, чтобы поменять ремень, вам обязательно предложат провести его замену в комплекте с натяжными механизмами. Не стоит расценивать такое предложение как желание сотрудников СТО увеличить стоимость услуги. Нарушение технологических требований при замене ремня ГРМ дизельного двигателя может привести к серьезным поломкам мотора. Кроме того, для некоторых моделей силовых агрегатов производителями предусмотрен также регламент замены гидравлических натяжителей.

Стоит отметить, что замена натяжных роликов имеет свои особенности. Неквалифицированные мастера совершают ошибку, меняя только ролик и оставляя старый «палец» (натяжной болт).

Подобное решение противоречит технологическим требованиям в отношении замены ремня ГРМ дизельного мотора. Дело в том, что изнашивается вся деталь, а не отдельная ее часть, поэтому и менять механизм следует в комплекте.

Технология замены ремня газораспределения отличается для разных модификаций автомобилей. Так, в двигателях Volkswagen нужно выкрутить болт, который крепит центральный шкив. Уникальность данной конструкции заключается в том, что крепежный элемент может использоваться только один раз. Таким образом, в автомобиле Фольксваген при замене ремня ГРМ нужно установить новый болт крепления шкива. Если это условие не выполняется, то резьба на болте быстро разрушается, что приводит к увеличению шпоночного паза. В результате шкив будет проворачиваться на коленчатом валу, а это может привести к поломке дизельного ДВС. Этот пример демонстрирует, что, сэкономив небольшую сумму на замене ремня ГРМ, можно потерять большие средства на капитальный ремонт силового агрегата.

Как демонтировать ремень?

  1. Перед выполнением действий определяем позицию, в которой присутствуют распределительные валы.
  2. С этой целью демонтируем резонатор воздушной впускной магистрали и извлекаем заглушки, которые присутствуют в специальных проемах на левом торце головки блока. Удаление заглушек удобно осуществлять с помощью отвертки.
  3. Теперь, вращая коленвал, достигаем положения распределительных валов, когда их метки, нанесенные на торцы шестерен, будут совпадать с верхней плоскостью поверхности головки (смотреть с торца мотора).
  4. Для обездвиживания распределительных валов применяем приспособление, устанавливаемое в соответствующие пазы на обозначенных валах.
  5. Чтобы проверить корректность позиции коленчатого вала, прибегаем к помощи отверстия, находящегося под датчиком мониторинга давления масла внутри агрегата. В нормальном режиме данное отверстие закрыто посредством заглушки.
  6. После выворота протекционной пробки в отверстие вкручиваем контрольный болт, длина резьбовой части которого равно 75 мм, а размер и тип самой резьбы – «М10». Если коленвал занял правильную позицию, то наблюдаем возможность полного вкручивания данного болта, который впоследствии упрется в поверхность специальной площадки, расположенной на валу. Это действие также позволит зафиксировать вал от риска провернуться при ремонтных манипуляциях.
  7. Теперь ослабляем натяжение ременного передачи. С этой целью «вооружаемся» ключом 13-го размера и ослабляем гайку крепления натяжного ролика. Снятие напряжения в ремне производим путем поворота обозначенного ролика против хода часов.
  8. Ослабленный ремень полностью извлекаем с автомобиля LADA Largus.
  9. Далее пользуемся возможностью снятия натяжного механизма и опорного ролика (их также заменяем). Для демонтажа самого ролика привлекаем в свой инструментальный набор ключ типа «Торкс» с размером «Т50».

Процесс замены ГРМ на Рено Логан

Технология установки новой комплектующей на французском седане Renault Logan состоит из ряда последовательных операций, которые качественно расписаны и представлены на фотоснимках в Интернете:

  • Для начала автомобиль поддомкрачивается, таким образом, чтобы правое колесо передней оси висело в воздухе.
  • После снимается каркас картера силового агрегата, который фиксируется болтами и демонтируется правый пластмассовый брызговичок, который крепится несколькими пистонами.
  • Теперь водителю без второго помощника не обойтись. Его задача – «втопить» пятую передачу и выполнить нажатие на педаль тормозной системы, параллельно водитель проводит съем болта шкива от коленвала, используя ключ на 18.
  • Затем проводится демонтаж опоры мотора. Она фиксируется пятью болтами на седане Рено Логан с 16-тью клапанами и V-образным двигателем.
  • Теперь можно провести стягивания ремня ГРМ из базового места.
  • Выкручивается болт ролика, предназначенного для натяжки (ключи № 10 и 13). Для снятия ролика с насоса гидроусилителя руля, его следует проворачивать по часовой стрелке.
  • Защитный каркас ГРМ демонтируется также при помощи ключей.

Когда крышка ГРМ снята, выполняется замена ремня ГРМ старой детали новой. Она предусматривает:

  • Вначале метки ГРМ распредвала устанавливается вверх, чтобы выполнить дальнейшую установку правильно.
  • При этом метки ГРМ на распредвале и ремне Renault Logan могут не совпадать из-за различия в конструкциях, но при прокручивании ремня метки однозначно совпадут, основное это выбрать качественную комплектующую и приобрести ременной элемент.
  • Если же при прокручивании старая риска ремня становится в одно положение с меткой на распредвале, ее нужно пометить маркером непосредственно на ремне.
  • Затем выкручивается (но более лучше припускается) гайка фиксации комплектующих и демонтируются навесные узлы вместе с роликом.

Новые детали, как и ролики, имеют также риски и направления, нанесённые производителем, которые должны соответствовать меткам на старых запчастях.
При монтаже нового ремня и ролика следует обратить внимание на обозначения на коленвале и распредвале Renault Logan, чтобы совместить их с рисками на новом механизме при сборке.
Используя спецключ производиться натяжка нового расходника и ролика.
После выполняется проверка правильности натяжения ремня. В случае возможности проворота механизма на угол более 900, новую комплектующую требуется подтянуть

После затяжки система собрана и считается готовой к работе.
Процесс сборки выполняется по обратной схеме. И можно считать, что замена ремня ГРМ окончена.

Отличием замены на 16-ти клапаном двигателе является присутствие в конструкции двух распределительных валов. Поэтому технология замены будет несколько другой, а сам процесс более кропотливым и трудоемким.

Приступим

Изготавливаем спецприспособления.

Фиксатор коленвала.

Фиксатор распредвалов. Можно использовать подходящий по размеру уголок, как мы делали это на чери.

Сливаем охлаждающую жидкость и подданкрачиваем двигатель. Затем снимите снимаем правое колесо и пластиковый брызговик. Снимаем ремень вспомогательных агрегатов и опору двигателя. Стопорим коленчатый вал. Включаем пятую передачу и жмем на тормоз, а в это время помощник срывает болт шкива коленвала. Снимаем заглушки с задней части распределительных валов, а также выворачиваем заглушку коленвала (на фото ниже) на блоке цилиндров.

Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до того момента как пазы в распредвалах встанут на одной линии.

Примечание: Пазы должны быть расположены ниже верхнего края головки блока цилиндров. Если это не так проворачиваем коленвал еще два оборота.

Затем вставьте фиксатор коленвала, купленный или самодельный, в блок цилиндров, если вы все сделали правильно, то коленчатый вал застопорится.

Затем вставляем в пазы распредвалов фиксатор.

Снимаем шкив коленвала, а также верхнюю и нижнюю крышку ремня ГРМ.

Ослабляем натяжной ролик.

Теперь снимаем, натяжной ролик, обводной ролик, ремень ГРМ и водяной насос.

Как минимизировать риски обрыва ремня ГРМ

Особые проблемы доставляют поломки в дороге. Чтобы предотвратить обрыв ремня ГРМ дизельного двигателя в самый неподходящий момент, следует проводить его замену ориентировочно каждые 60 000 км пробега. При этом нужно использовать только качественные запчасти и комплектующие. Периодически надо проверять уровень натяжения ремня ГРМ, проводить визуальный осмотр помпы и натяжных механизмов. Натяжение газораспределительного ремня должно быть равномерным на всех участках

Кроме того, чтобы предотвратить неприятные последствия, стоит обратить внимание не следующие моменты:

  • Состояние сальников . При выявлении подтеканий масла нужно учесть, что технические жидкости разрушают материал, из которого изготовлен ремень ГРМ. Обнаружить протекание сальников можно по пятнам масла под автомобилем или на корпусе двигателя.
  • Не стоит запускать двигатель авто «с толкача» . Такой метод сопровождается сильными рывками, которые могут привести к разрыву ремня ГРМ.
  • Нельзя эксплуатировать авто при мигании индикатора давления масла на панели приборов .

Точное соблюдение всех требований по эксплуатации авто и замене ремня ГРМ дизельного двигателя не может гарантированно защитить от неприятностей в пути, поэтому стоит иметь в автомобиле новый ремень и комплект приспособлений для его самостоятельной замены.

Сроки производителя

Каждый автомобиль имеет инструкцию по ремонту и обслуживанию от производителя. В ней производитель детально расписывает сроки проведения того или иного технического обслуживания, в том числе указан пробег. При котором необходимо выполнить замену ремня в приводе ГРМ.

В зависимости от типа силового агрегата он может находиться в пределах от 60 до 100 тыс. км пробега.

Эта величина пробега может быть скорректирована владельцем в случае:

  1. Эксплуатация автомобиля в тяжёлых условиях.
  2. Неудовлетворительное техническое состояние мотора.
  3. Появление трещин, отслоение резины на теле ремня.

В таких случаях пробег снижают до 40–50 тыс. км пробега. Если автомобиль эксплуатируется не очень интенсивно, замену ремня следует выполнить через четыре года его эксплуатации.

Чтобы избежать печальных последствий при выходе привода ГРМ из строя, при каждом обслуживании следует обращать внимание на техническое состояние привода. Особенно губительно для привода попадание технических жидкостей в зону работы ремня, особенно моторного масла

Если такие проблемы замечены, их немедленно устраняют.

Одновременно с распредвалом ремень вращает насос в системе охлаждения двигателя. Когда ресурс помпы выработан, она может заклинить, это приводит к срезанию зубьев ремня в приводе механизма ГРМ.

Этапы замены ремня ГРМ в дизельном двигателе

Чтобы предотвратить поломку дизельного двигателя из-за обрыва ремня ГРМ, необходимо своевременно выполнять замену этого элемента, а также сопряженных с ним деталей и механизмов (ролики, натяжители, а в некоторых моделях и помпы). На авто с большим пробегом необходимо поменять и ведущую звездочку, так как при сильном износе эта деталь быстро приведет ремень в негодность. Кроме того, нужно заменить сальники при обнаружении следов протекания масла.

Замена ремня ГРМ дизельного двигателя – ответственная задача. Для ее выполнения нужны квалифицированные специалисты с опытом, знанием устройства и пониманием принципов работы дизельных двигателей. Кроме того, чтобы безошибочно выполнить замену ГРМ, понадобится техническая документация и специальные приспособления для выставления меток, распредвалов, коленвала и ТНВД.

Стоимость квалифицированных услуг по замене ремня газораспределения от 2-х до 8 тыс. руб. Такая работа в зависимости от типа двигателя занимает около 4-х часов.

В комплект ГРМ входит зубчатый (синхронный ремень), который имеет зубчики, позволяющие не проскальзывать на шкивах. Некоторые современные дизельные моторы комплектуются цепью ГРМ, которая отличается более высокой прочностью, поэтому менять ее приходится крайне редко.

На СТО работу по замене ремня ГРМ дизельного двигателя выполняют автослесари – мотористы. Но сперва с помощью специальной технологической программы выполняется проверка параметров установки ремня (такие параметры отличаются для разных моделей авто и типов двигателей)

Важно, чтобы ремень ГРМ был выставлен строго по меткам. Это позволит предотвратить возникновение проблем в работе двигателя

Основные этапы выполнения замены ремня ГРМ дизельных моторов:

  • Отключение клемм с АКБ.
  • Демонтаж серво-ремней.
  • Снятие крепежа защитного кожуха ремня ГРМ.
  • Демонтаж кожуха.
  • Выставление нового ремня по заводским меткам. Это очень важный этап, поэтому необходимо скрупулезно проверить данную процедуру.

Случается, что метки ГРМ дизельного двигателя совпадают, но при этом валы стоят неправильно. Это может быть обусловлено тем, что метки сбиты или нанесены своими силами с нарушением технологических требований. Если установить ремень ГРМ по неправильным меткам, то после запуска мотора очень вероятна «встреча» клапанов с поршнями, которая приведет к дорогостоящему капитальному ремонту. Именно поэтому нужно не только выставить ремень ГРМ по меткам, но и перепроверить правильность их нанесения.

На рынке автозапчастей представлен широкий выбор ремней ГРМ разных брендов. Автовладельцы могут без проблем подобрать такую деталь для своего авто. Для замены могут использоваться как оригинальные ремни ГРМ, так и их аналоги от других производителей.

Нужно учитывать, что ремни от разных моделей редко могут быть взаимозаменяемыми, поэтому к их выбору нужно подходить со всей ответственностью.

Как часто нужно менять ремень ГРМ на дизельном двигателе

По инструкции завода-изготовителя замена ремня ГРМ на дизельном силовом агрегате должна производиться не реже, чем каждый 100 тыс. км. пробега. На практике имеют место случаи обрыва этой детали гораздо раньше. На долговечность ремня ГРМ дизельного мотора влияют такие факторы как условия эксплуатации, наличие контакта с маслом или различными техническими жидкостями. Чтобы избежать неприятностей, связанных с нарушением работы механизма газораспределения, рекомендуем выполнять замену ремня ГРМ дизельного двигателя после каждых 60 тыс. пробега. При этом осмотр узла и проверку целостности ремня газораспределения нужно проводить при каждом посещении автосервиса.

Вас должны насторожить такие моменты как неровности на краях ремня ГРМ, трещинки возле основания зубьев и другие дефекты, которые указывают на возможность разрыва изделия. В таких случаях ремень ГРМ дизельного двигателя нужно сразу менять.

Ремень ГРМ на Степвей. Когда менять?

Сроки замены ремня ГРМ – это всегда головоломка для водителей, которые вынуждены делать непростой выбор между рекомендациями производителя и повседневным опытом эксплуатации автомобиля, который может быть, как позитивным, так и негативным.

В нашей сегодняшней статье мы поговорим о том, когда следует менять ремень ГРМ на Renault Sandero Stepway.

Ремень ГРМ – это расходный материал, представляющий собой прочную замкнутую ленту с зубчатой поверхностью, изготовленную из плотных слоев синтетических материалов. Учитывая, что этот ремень работает на одном из самых ответственных участков под капотом автомобиля, его выход из строя может обернуться для владельца машины большими неприятностями, поскольку обрыв ремня ГРМ с высокой долей вероятности гарантирует незабываемую встречу поршней с клапанами вашего двигателя. И кто знает, чем эта встреча может закончиться.

Хорошо, если конструкция вашего мотора такова, что при порыве ремня ГРМ клапана в двигателе не гнет. А если гнет? Представляете, сколько вы заимеете проблем из-за оборванного кусочка резины? Именно поэтому, за состоянием ремня ГРМ нужно следить особенно внимательно и своевременно менять его на новый.

Применительно к автомобилям Renault Sandero Stepway, завод-изготовитель советует менять ремень ГРМ после 60 тысяч километров пробега или через четыре года эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше, независимо от фактического состояния детали.

Замена ремня ГРМ в более ранние сроки может понадобиться только лишь в случае, если деталь износилась раньше положенного срока или имеет видимые повреждения. Кроме того, следует помнить, что срок службы ремня может сократиться, если он установлен на старых машинах с большим пробегом, поскольку, в таких автомобилях системы, узлы и агрегаты, работающие в связке с ремнем, сами по себе уже значительно изношены.

Зачастую бывает так, что на момент рекомендуемой производителем автомобиля замены ремня ГРМ, его реальное состояние визуально не вызывает никаких нареканий, что авторитетно подтверждает «дядя Коля» из соседнего гаража.

Как же быть в такой ситуации?

Конечно, по факту ремень ГРМ на Степвеях может служить гораздо больше нормативного срока и многие автовладельцы меняют эту деталь на своих машинах даже на 100 с лишним тысячах пробега. Однако, стоит помнить, что каждая лишняя тысяча километров, которую вы проедете со старым ремнем, сверх рекомендованной производителем нормы, это ежедневный риск. Дело в том, что даже внешне целый и добротный ремень может иметь невидимые глазу повреждения внутренней структуры, что в один прекрасный момент может привести к большим неприятностям.

И уж тем более, не стоит подводить свой ремень к точке крайнего износа, рассчитывая заменить его «в последний момент». Зачастую, этот момент наступает чуть раньше, чем вы рассчитываете, при этом, по закону подлости, все самое неприятное обязательно случится во время движения, где-нибудь на трассе, на большой скорости, вдалеке от дома и автосервиса. Как показывает практика, ремни ГРМ рвутся быстро и без предупреждения.

Вывод из сказанного простой – меняйте ремень ГРМ своевременно. Береженого, как говорится, Бог бережет.

При покупке нового ремня ГРМ на Renault Sandero Stepway, советуем вам не гнаться за дешевизной. В идеале нужно покупать оригинальный ремень или же другой подходящий, но обязательно высокого качества. Как показывает практика, дешевые неоригинальные ремни ГРМ выходят из строя в полтора-два раза быстрее, нежели качественный оригинальный товар. В случае же покупки совсем дешевого ремня от неизвестного производителя, не исключено, что он порвется уже через 10-15 тысяч километров пробега, а возможно и еще раньше.

Не экономьте на своем автомобиле и он отплатит вам за это долгой и надежной работой в любых условиях!

На этом все, удачи на дорогах!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий