Как правильно подключить пищалки в авто к магнитоле

Где установить

Производители предлагают автолюбителям устанавливать твитеры как можно выше. Желательно на уровне ушей. Однако сделать это в автомобильном салоне бывает довольно затруднительно. Поэтому чаще всего рупора размещаются:

  • в уголках автомобильных зеркал;
  • на передней панели автомобиля.

В первом случае компактные громкоговорители довольно органично вписываются в салон автомобиля и не мешают водителю управлять автомобиля. Однако для установки твитера в уголках боковых зеркал потребуется специальный подиум, который довольно трудно изготовить в домашних условиях.

Второй вариант размещения рупоров возможно выглядит не так эстетично. Зато установить твитер на передней панели можно на стандартном подиуме. Кроме того, можно просто прикрепить компактный громкоговоритель к корпусу панели при помощи обычного двустороннего скотча.

Теперь поговорим о направлении динамиков. В настоящее время твитеры располагают двумя способами:

  • по диагонали (левый рупор на правое кресло, а правый твитер — на левое сиденье);
  • прямо на аудиторию (оба рупора «глядят» на водительское сиденье).

Выбор в этом случае зависит от предпочтений владельца автомобиля и особенностей автомобильного салона.

Пользуется популярностью и еще один вариант размещения твитера. Речь в этом случае идет о мощных аудиосистемах с низкочастотным усилителем, каждый из элементов которой — рупор ВЧ, динамик СЧ и усилитель НЧ — размещается в своем отделе специального корпуса. Такие аудиосистемы достаточно громоздки и размещаются в багажнике машины.

Параллельное подключение динамиков

На рисунке слева изображено параллельное подключение двух динамиков. Плюс с усилителя подаем на плюсовой вход динамика А, минус — на минус колонки B. Далее, плюсовой выход колонки B заводим на плюс А, минус А — на минус B. Со схемой, вроде, понятно.

Что же с сопротивлением? Каким будет результирующее сопротивление двух подключенных параллельно динамиков? Если параллельное подключили две одинаковых колонки, то суммарное сопротивление такой связки будет в два раза меньше. То есть, фактическое сопротивление колонки делим на два.

Как подключить два динамика на один канал параллельно

На рисунке обозначено сопротивление обеих рупоров в 2 Ома. Общее при параллельном соединении будет 1 Ом. То есть получается что при параллельном подключении динамиков выходная мощность сигнала получается выше, чем при подключении одного. Использование такой низкоомной нагрузки возможно при подключению к сабвуферу.

Параллельное подключение трех и более динамиков на канал

Принцип подключения трех и более динамиков параллельно на один канал такой же. Плюс с выхода усилителя подаем на все подключаемые динамики. Минус — на все минусы.

Подключение трех и более динамиков на один канал параллельно

В результате получается, что сигнал на каждый из элементов схемы приходит одинаковый. А ток разделяется на «ручейки», то есть становится меньше. И ток, который протекает чрез динамик, зависит от сопротивления этого элемента.

Мощность при параллельном соединении

Для расчета мощности, которая пойдет от усилителя на канал при параллельном соединении та же. Po = Pr * Zr/Zt. Вот только частное Zr/Zt будет больше. Ведь, как уже было сказано раньше, суммарное сопротивление при параллельном соединении динамиков уменьшается. Как в примере выше — при подключении двух динамиков по 4 Ома в параллель, результирующее сопротивление будет 2 Ома. Если подставить в формулу данные из рассмотренного ранее примера (для последовательного соединения), то получим, что при мощности усилителя 100 Вт, в канал будет уходить 100 Вт * 4 Ома/2 Ома канал уйдет = 100 Вт * 2 = 200 Вт. То есть, на канал уйдет 200 Вт. Но при этом усилитель должен работать с низкоомной нагрузкой.

Как подключить 2 динамика на один канал -один из вариантов. 

Это свойство можно использовать, если у вас усилитель маломощный, а хочется громкого звука. Но нужны колонки, которые могут работать с большими мощностями. Это, вообще-то не проблема. Есть варианты рассчитанные на сотни ватт. Вот только стоят они соответственно.

А еще важна способность усилителя работать с низкими нагрузками

Так что тут обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума

Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.

Есть варианты рассчитанные на сотни ватт

Обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума

Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.

Как уже говорили, стоит избегать работы на пределе. Это касается и динамиков, и усилителя. Сейчас можно подобрать оборудование, практически, под любые требования.

Особенности подключения

Пищалка – это элемент стереосистемы, задачей которого является воспроизведение звука частотой от 3000 до 20 000 герц. Магнитола же выдаёт полный спектр частот, начиная от пяти герц и заканчивая 25 000 герцами.

Пищалка может качественно воспроизвести только автозвук, частота которого составляет минимум две тысячи герц. Если на неё подать более низкочастотный сигнал, он не будет воспроизводиться, а при достаточно большой мощности, на которую рассчитаны средне- и низкочастотные динамики, пищалка может выйти из строя. При этом о каком-либо качестве проигрывания не может быть и речи. Для долговечной и надежной работы пищалки следует избавиться от низкочастотных составляющих, которые присутствуют в общем спектре. То есть, сделать так, чтобы на неё попадал только рекомендованный диапазон рабочих частот.

Первым и самым простым способом отсечения низкочастотной составляющей является последовательная установка конденсатора. Он хорошо пропускает высокочастотную полосу частот, начиная от двух тысяч герц и более. И не пропускает частоты ниже 2000 Гц. По сути, это простейший фильтр, возможности которого ограничены.

Как правило, конденсатор уже присутствует в составе акустической системы, поэтому в дополнительном приобретении не нуждается. Подумать об его покупке следует в том случае, если владелец решил обзавестись бывшей в употреблении магнитолой, и не нашёл конденсатор в комплекте твитера. Выглядеть он может следующим образом:

  • Специальная коробочка, на которую подаётся сигнал и далее передается напрямую к пищалкам.
  • Конденсатор смонтирован на проводе.
  • Конденсатор встроен непосредственно в сам твитер.

Если вы не увидели ни одного из перечисленных вариантов, следует докупить конденсатор отдельно и установить своими руками. В радиомагазинах их ассортимент велик и многообразен.

Диапазон фильтруемых частот зависит от типа установленного конденсатора. Например, владелец может установить конденсатор, который будет ограничивать диапазон частот,подаваемых для колонок на уровне трех или четырех тысяч герц.

Обратите внимание! Чем выше частота сигнала, подаваемого на твитер, тем большей детализации звука можно добиться. При наличии двухполосной системы можно сделать выбор в пользу среза от двух до четырех с половиной тысяч герц

При наличии двухполосной системы можно сделать выбор в пользу среза от двух до четырех с половиной тысяч герц.

Подключение

Подключение твитера выглядит следующим образом, он подключается на прямую к динамику который расположен у вас в двери плюс твитера подключается к плюсу динамика а минус к минусу, при этом конденсатор должен присоединяться к плюсу. Это практический совет для тех, кто не знает, как подключить твитеры без кроссовера.

Альтернативный вариант подключения, это — использование кроссовера. В некоторых моделях акустических систем для авто он уже имеется в комплекте. Если отсутствует,можно приобрести его отдельно.

Как соединять

Если вы ожидаете, что вам скажут подключайте только параллельно или только последовательно — зря. Схема подключения подбирается индивидуально. Учитывать надо два основных момента:

  1. Мощность усилителя.
  2. Сопротивление нагрузки усилителя.

Реализация параллельного подключения

Если у вас есть усилитель определённой мощности и есть подходящие под него колонки это хорошо. Но бывает так, что под усилитель нужно подобрать нагрузку из нескольких имеющихся динамиков разной мощности. Вот здесь и нужно понимать, как соединить динамики последовательно, параллельно или смешанно, чтобы не превысить параметры.

Как же подключать динамики — последовательно или параллельно? Итак, и так. Зависит от того, какие у вас есть динамики. Вернее, с какой мощностью и сопротивлением. А ещё важна выходная мощность канала и то, сколько динамиков вы хотите «повесить» на каждый канал.

Определяем мощность и сопротивление динамиков

Здесь достаточно просто, но всё-таки приведём несколько примеров. Эти обозначения обычно наносятся на задней части корпуса или корзине. На фото видны параметры динамиков.

Обозначение мощности и сопротивления на динамике

Обычно указывается долговременная мощность, то есть величина, при которой динамическая головка способна работать долгое время. При этом на головке ALPHARD указана MAX POWER — максимальная мощность. Это пиковая мощность, её динамик способен выдержать, к примеру, секунду.

На старых отечественных динамиках обозначения несколько другие. Например, на рисунке ниже 2ГДШ-3.

Обозначения на советских динамиках

Первая цифра обозначает мощность изделия. Далее, головка динамическая широкополосная и её сопротивление 8 Ом. Так, с некоторыми параметрами разобрались, идём дальше.

Правильное подключение динамиков

Особенность соединения динамиков в том, что они имеют плюсовой и минусовой входы. Вот их необходимо каким-то образом подключить к входам усилителя, а также соединить как-то между собой.

Правильное параллельное и последовательное соединение динамиков

Применение

Громкоговорители широко распространены в различных сферах жизни. Их используют в быту, в культурных и спортивных мероприятиях различного масштаба (для громкого звучания музыки или объявлениях о старте), в транспорте и в промышленности. В настоящее время большое распространение громкоговорители получили в сфере безопасности. Так, эти устройства используются для оповещения людей о пожаре и других чрезвычайных ситуациях.

Часто громкоговорители используют для доведения до людей какой-либо информации рекламного характера. В этом случае их устанавливают в местах большого скопления народа, например, на площадях, в торговых центрах, в парках.

Как подключить фронт

Для подключения фронта через усилитель следует воспользоваться пошаговой инструкцией. Она состоит из нескольких последовательных этапов. Иначе могут возникнуть проблемы, если автовладелец подсоединил систему к выходу задних колонок:

  1. Включают электропроводки от динамиков аудиосистемы с нужными разъемами на фронте.
  2. Подключают магнитолу посредством соединения необходимого кабеля с проигрывателем в машине.
  3. Распределяют звуковой сигнал. Усилитель должен самостоятельно подать импульс на сабвуфер и динамики с высокой частотой. Это же распространяется и на среднечастотные колонки.

Подключение фронта через усилитель поможет регулировать нужные параметры устройства. Сделать это будет предельно просто. Перед настройкой надо определиться с опциями управления в процессе подключения. В каждом усилителе присутствует Crossover Selector. Он предназначен для переключения фильтров. Когда устройство работает в положении LP, он работает на низких частотах.

Если подключить AP, то усилитель находится с деактивированными модификациями. На задней панели есть специальный регулятор. Его применяют для изменения частот на срезе фильтров. Мощность настраивается задействованием Level. Она позволит выбрать нужный уровень. Функция Bass Boost усиливает низкие частоты.

Хорошее питание залог успеха

Процедура подключения усилителя начинается c силовых проводов. Проводка – это важнейший элемент автомобильной аудиосистемы, от неё зависит громкость и качество звука. Для усилителей нужно стабильное питание, т. к. в противном случае мощности будет недостаточно, из-за этого звучание станет искаженным

Чтобы разобраться в том, зачем нужно обращать внимание на качество проводки и как она влияет на воспроизводимый громкоговорителем звук, необходимо узнать, что из себя представляет музыкальный сигнал

Некоторые предполагают, что он представляет собой синус, однако, музыкальный сингал характеризуется большой разницей между обычным и пиковым значением. Если для динамиков автомобильной акустики резкие всплески сигнала не принципиальны, то в случае с усилителем ситуация совершенно иная. Если сигнал хотя бы на секунду (или даже миллисекунду) превысит допустимую мощность, то эти «аномалии» будут слышны даже для тех, кто не может похвастаться хорошим музыкальным слухом.

Если подключение автомобильного усилителя было выполнено должным образом, то сигнал будет идти по проводам в неискаженном виде. Небрежно сделанная работа или неправильно подобранное сечение проводов приведет к тому, что звук будет более зажатым, грубым и вялым. В некоторых случаях также могут отчетливо быть слышны хрипы.

Как выбрать сечение провода?

Провод – это самый обычный метал, обладающим определенным уровнем сопротивления. Чем толще провод, тем ниже сопротивление провода. Чтобы избежать искажения звука во время сильных перепадов напряжения (например, во время воспроизведения мощного баса), необходимо установить провод нужного калибра.

Если рассматривать четырехканальные усилители, то они обычно имеют мощность от 40 до 150 Вт на канал. Допустим, что усилитель, который вы приобрели, выдает мощность 80 Вт. В результате несложных математических операций выясняем, что суммарная мощность усилителя составляет 320 Вт. Т.е. как мы это посчитали? всё очень просто умножим номинальную мощность на число каналов. Если у нас двухканальный усилитель имеющий номинальную мощность (RMS) 60 Вт., то суммарная составит 120 Вт.

После того как вы посчитаете мощность желательно ещё определить длину провода от АКБ до вашего усилителя и можете смело воспользоваться таблицей для подбора нужного сечения провода. Как пользоваться таблицей? С левой стороны указана мощность вашего усилителя, справа выбираете длину провода, поднимаетесь наверх и узнаете какое сечение вам необходимо.

В таблице указаны сечения медных проводов, помните что большое количество продаваемых проводов сделаны из алюминия покрытым медью, данные провода не долговечны и имеют больше сопротивление, рекомендуем использовать тока медные провода.

Выбор предохранителя

Для того чтобы обезопасить подключение автомобильного усилителя, необходимо обеспечить защиту силовой подводки от АКБ до усилителя с помощью предохранителя. Предохранители должны быть размещены как можно ближе к аккумулятору

Важно различать предохранитель, который защищает само устройство (будет ли это усилитель или магнитола), и предохранитель, установленный на силовой провод

Последний нужен для того, чтобы защитить именно кабель, т. к. по нему идет немалый ток. Убедитесь, чтобы номинал предохранителей совпадал, так как если номинал предохранителя проводки будет очень большой, то в результате короткого замыкания может сгореть провод. Если номинал, наоборот, будет меньше, то предохранитель в момент пиковых нагрузок может легко сгореть и тогда не будет другого выхода, как покупать новый. В таблице ниже указано сечение провода, и необходимый номинал предохранителя.

Инструкции для настройки усилителя 4-х канального

Как правило, надо знать три типа настройки усилителя. Все они приведены ниже.

Настройка усилителя для четырех динамиков, но без сабвуфера

  • Отключается фильтр/кроссовер усилителя, а весь диапазон частот воспроизводят лишь динамики.
  • Ставим в положение Флат переключатель Кроссовер Селектор.
  • Левел ставится в положение 8V.
  • На 0dB выставляется Басс Буст.
  • Теперь на автомагнитоле надо будет увеличить громкость,но не более чем на 90%.
  • Эквалайзер, если он не настроен, выставляем на положение 0 по стилям музыки.
  • Подключаем усилитель и медленно поворачиваем Левел по часовой стрелке до конца.

Настройка усилителя под сабвуфер и динамики

  • Кроссовер Селектор Фронт на усилителе выставляется в положение HP.
  • Фи Пасс ставим на значение 60Hz-80Hz.
  • Кроссовер Селектор Реар устанавливаем на LP.
  • Лав Пасс настраивается в диапазоне частот 65Hz-85Hz.
  • Левел выставляется на 0.
  • Басс Буст тоже на 0dB.
  • Как и при вышеописанной настройке Левел вращаем до конца, но с подстраиванием чувствительности.

Настройка под локанальное усиление

  • Кроссовер Селектор ставится в положение Флат.
  • Включаем HP для пищалок.
  • Поворачиваем в положение 250Hz регулятор Hi PASS.
  • Настраиваем усилитель вращалкой Левел.

Примечание. Если автомагнитола в автомобиле новой версии, настройка усилителя может и не понадобиться. В таких магнитолах уже выставлены автоматические настройки Басс Буст. Если этот так, то нужно будет просто настроить вращалку Левел.

Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков

Самое главное при соединении динамиков – выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика

Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан. В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки

Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:

Номинальную мощность (Вт, W);

Активное сопротивление звуковой катушки (Ом, Ω).

Всё это, как правило, указывается на магнитной системе динамика, либо на корзине.

1W — значит на 1Вт, 4Ω — сопротивление звуковой катушки.

Марка динамика — 3ГДШ-16. Первая цифра 3 — это номинальная мощность, 3 Вт. Рядом подпись — 8 Ом, сопротивление катушки.

Бывает и не указывают, но можно узнать по маркировке.

Среднечастотный динамик 15ГД-11-120. Номинальная мощность — 15 Вт, сопротивление катушки — 8Ω.

Соединение динамиков. Пример.

Давайте начнём так сказать с азов – наглядных примеров. Представим, что у нас есть 6-ти ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) и 3 динамика. Два динамика мощностью 1 Вт (сопротивление катушки 8 Ω каждый) и один динамик на 4 Вт (8 Ω). Задача состоит в том, чтобы подключить все 3 динамика к усилителю.

Сначала рассмотрим пример неверного соединения этих динамиков. Вот наглядный рисунок.

Как видим, сопротивления всех трёх динамиков одинаково и равно 8 Ω. Так как это параллельное соединение динамиков, то ток разделится поровну между 3-мя динамиками. При максимальной мощности усилителя (6 Вт) на каждый из динамиков будет приходиться по 2 Вт мощности. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой – те, чья номинальная мощность равна 1 Вт. Понятно, что такая схема соединения не годится.

Если бы усилитель выдавал на выходе всего 3 Вт звуковой мощности, то такая бы схема подошла, но динамик на 4 Вт работал бы не в полную силу — «филонил». Хотя это и не всегда критично.

Теперь возьмём пример верного соединения всё тех же динамиков. Применим, так называемое, смешанное соединение (и последовательное и параллельное).

Соединим последовательно два 1-ваттных динамика. В результате общее их сопротивление будет равно 16 Ω. Теперь параллельно им подключаем 4-ёх ваттный динамик сопротивлением 8 Ω.

При работе усилителя на максимальной мощности ток в цепи разделится исходя из сопротивления. Так как сопротивление последовательной цепи из двух динамиков в 2 раза больше (т.е. 16 Ω), то динамики получат от усилителя всего 2 ватта звуковой мощности (по 1 ватту на каждый). А вот на 4-ёх ваттный динамик пойдёт мощность в 4 ватта. Но он будет работать согласно своей номинальной мощности. Перегрузки при таком соединении не будет. Каждый из динамиков будет работать в нормальном режиме.

И ещё один пример.

У нас есть 4-ёх ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ, он же «усилок»). 4 динамика, мощность каждого – 1 ватт, а сопротивление каждого равно 8 Ω. К выходу усилителя можно подключать нагрузку сопротивлением 8 Ω. Нужно соединить динамики между собой так, чтобы общее сопротивление их было равно 8 Ω.

Как правильно соединить динамики между собой в таком случае?

Последовательное соединение динамиков.

Для начала соединим все динамики последовательно. Что получим в результате?

Так как при последовательном соединении сопротивление динамиков складывается, то в результате мы получим составной динамик с сопротивлением 32 ома! Понятно, что такая схема соединения не подойдёт. К слову сказать, такое же сопротивление (32 Ω) имеет капсюль наушников – в народе обзываемых «затычками».

Если мы подключим такой составной динамик на 32 Ω к 8-ми омному выходу нашего усилителя, то из-за высокого сопротивления ток через динамики пойдёт маленький. Динамики будут звучать очень тихо. Эффективного согласования усилителя и нагрузки (динамиков) не получится.

Что понадобится для подключения

Перед монтажом пищалок следует определиться с местом для их установки. Во многих современных автомобилях пазы для таких динамиков уже имеются в салоне.

Если пазы отсутствуют, то придется измерить размер колонок и самостоятельно сделать ниши для их размещения, воспользовавшись лекалом.

Провода для подключения твитеров должны иметь сечение от 1,5 до 4 кв. мм.

Длина кабеля должна быть достаточной для подключения его через сабвуфер и усилитель, особенно если пищалки идут в комплекте без кроссовера (частотного фильтра). В последнем случае также следует приобрести конденсатор отдельно. Его емкость должна быть от 1 до 1,5 мкФ.

Для монтажа твитеров используют специальные средства:

  • кусачки;
  • комплект отверток;
  • кольца-прокладки;
  • материал для устройства изоляции;
  • гофру из резины и пластика;
  • акустический шнур;
  • скотч (двухсторонний);
  • сверла и дрель (желательно переносная);
  • мультиметр.

Подключение

Установить дополнительное оборудование и изготовить подиумы – половина дела. Требуется подключить установленные устройства. Как подключить рупора через штатную магнитолу или динамики?

Когда подключение происходит напрямую к магнитоле (без усилителя) – требуется использовать конденсатор, являющийся фильтром для определённых частот. Он позволяет увеличить срок службы динамиков, но возможности его ограничены. При покупке нового оборудования конденсатор идёт в комплекте, но если его нет – требуется подобрать и приобрести его самостоятельно. Подключаются рупора напрямую к выводам магнитолы, но на плюсе должен быть установлен конденсатор.

Подключить рупора к динамикам можно так же, как и обычные колонки. Плюс подключается к положительному проводу (через конденсатор), а минус – к отрицательному.

Подключить рупора к усилителю можно по принципу обычных колонок, и различий в подключении нет. Сам усилитель устанавливается по схемам, указанным в инструкции к оборудованию. В большинстве случаев, подключение осуществляется специальными проводами (межблочными) к магнитоле, а затем проводятся силовые провода (питание). После этого подключаются акустические провода к колонкам или сабвуферу, соблюдая полярность.

Ещё один вид подключения – через кроссовер. Это устройство для разделения сигнала по частотам. Изготовлено чаще всего в виде отдельного блока и отлично подходит для подключения многокомпонентной аудиосистемы.

При подключении требуется соблюдать все требования безопасности.

Как подключить колонки к усилителю в авто

Самым простым способом является вариант, когда к двухканальному ресиверу присоединяется две колонки, к четырёхканальному — четыре и так далее. Но зачастую возможность вмонтировать ещё одно устройство отсутствует, а количество громкоговорителей требуется увеличить. В таких случаях применяют один из вышеперечисленных способов.

Последовательное подключение

При таком варианте колонки соединяются друг за другом

Здесь очень важно соблюдать правило — подключение осуществляется присоединением положительной клеммы одного динамика к отрицательной клемме другого. Когда все элементы соединяются в одну цепочку, то показатель общего импеданса увеличивается, при этом выходная мощность начинает падать

Данный способ чаще всего используется при необходимости снизить выходные параметры элементов, например, уменьшить мощность поддерживающего центрального или тылового канала. Последовательный способ позволяет собрать цепочку из любого количества громкоговорителей. При этом их суммарное сопротивление не должно превышать значения 16 Ом. Это объясняется тем, что усилителей с большим показателем импеданса существует очень мало.

Чтобы правильно собрать цепочку, необходимо воспользоваться простой формулой:

А = А1+А2

где А1 и А2 это значение импеданса колонок, а А является величиной импеданса, которая будет получена при сборе цепочки.

Само подключение осуществляется следующим образом:

  • первая колонка минусом подключается к положительному каналу второго канала;
  • плюсовой клеммой первый динамик цепляется к минусу устройства;
  • второй динамик подсоединяется клеммой с положительным напряжением.

Если соединяется цепочка из нескольких колонок, то монтаж будет осуществляться по аналогичной схеме.

Параллельное подключение

Этот вариант прямо противоположный последовательному. При параллельном способе величина импеданса будет падать, а выходная мощность — расти. Количество используемых громкоговорителей будет зависеть от способности ресивера работать при низких показателях нагрузки, а также от величины мощности используемых динамиков. Самые распространённые модели ресиверов могут работать при импедансе, равном 1–2 Ома. Устройство, способное работать при сопротивлении 0,5 Ом найти очень сложно.

Итоговое значение импеданса, вычисляется по следующей формуле:

А = (А1хА2) / (А1 + А2)

где А — это итоговая величина сопротивления, которая будет получена после сбора всей цепочки элементов, А1 и А2 — значение импеданса соединяемых колонок.

При сборе цепочки, соединение осуществляется с соблюдением фазы — минусовая клемма одной колонки подключается к плюсовой клемме второго устройства.

Параллельно-последовательное подключение

Такой вариант позволяет добиться желаемого качества звучания. Осуществляется это за счёт комбинирования акустики и её согласования с ресивером по величине импеданса.

Также параллельно-последовательное соединение является самым распространённым способом. Это объясняется тем, что он позволяет полностью регулировать значение подаваемой на устройство мощности и при этом избежать чрезмерной нагрузки на усилитель.

Способ является комбинированным, то есть схема соединения представляет собой параллельное и последовательное подключение колонок.

Выполняется он следующим образом:

  • минусовая клемма А1 соединяется с положительной клеммой А2;
  • отрицательный контакт А3 подключается к положительному;
  • плюсовые клеммы А1 и А3 необходимо вывести в один канал;
  • отрицательные контакты А2 и А4 — в один минусовой канал;
  • полученные контакты соединяются с ресивером, при этом необходимо соблюдать правильную полярность.

При использовании двухканальной аппаратуры, сабвуфер будет подключаться аналогичным образом. Если усилитель четырёхканальный, то саб необходимо соединять с помощью отдельного моста.

Производя монтаж акустики, не стоит забывать о том, что все используемые клеммы и провода должны быть качественными. Также следует строго соблюдать полярность.

Если точно следовать всем схемам подключения, то можно без особого труда добиться качественного звучания магнитолы в автомобиле.

Схемы подключения

Чтобы правильно подключить громкоговорители, требуется разработать схему расположения устройств и рассчитать магистрали прокладки кабелей. Для коммутации усилителя к колонкам в авто требуется использовать акустический кабель с металлическим экраном, снижающим воздействие электромагнитных волн (от радиопередатчиков, блоков управления или системы зажигания).

Схемы коммутации позволяют соединить передние и задние колонки побортно в общие цепи, освободив оставшиеся тыловые каналы усилительного блока для коммутации низкочастотного громкоговорителя. Сабвуфер подсоединяется мостом, что повышает передаваемую мощность при одновременном снижении нагрузки на электронику усилительного контура.

Последовательное

В схему подключения усилителя к автомагнитоле входят цепи подсоединения колонок. При последовательной коммутации обмоток репродукторов происходит рост суммарного сопротивления. Подобное подключение используется при подключении элементов для дополнительного озвучивания, расположенных в задней части салона. Количество громкоговорителей, соединенных в общую цепь, неограниченно. Допустимое суммарное сопротивление должно соответствовать параметрам усилительного блока.

Для подключения колонок к усилителю в машине необходимо соединить положительную клемму одного из каналов с плюсовым входом динамика, минусовой выход от того же канала идет к отрицательному контакту дополнительного громкоговорителя. Оставшиеся клеммы колонок соединяются акустическим шнуром. По аналогии соединяются репродукторы симметричного канала.

Параллельное

Параллельное подключение колонок через усилитель позволяет снизить сопротивление нагрузки, которое падает пропорционально числу установленных в цепь элементов. При этом наблюдается повышение мощности, количество соединяемых динамиков ограничивается только характеристиками усилительного блока и мощностью самих громкоговорителей. Автомобильные усилительные блоки позволяют подключать цепи с суммарным сопротивлением 1-2 Ом (встречаются модификации, способные работать при 0,5 Ом).

Положительный кабель от первого канала идет к плюсовым клеммам репродукторов, аналогично проводится отрицательный шнур к минусовым контактам. Динамики противоположного борта соединяются аналогично, для коммутации используется второй канал усилительного блока.

Последовательно-параллельное

Комбинированная методика применяется при необходимости подключить усилитель к магнитоле для воспроизведения звука на увеличенном количестве громкоговорителей. Схема позволяет повысить выходную мощность акустической системы при поддержании нормативного уровня сопротивления на канал. Владелец автомобиля подключает на каждый канал неограниченное число динамиков с суммарным сопротивлением 2-16 Ом (зависит от характеристик усилительного контура).

Например, в схеме канала предполагается смонтировать 4 колонки. Положительный сигнал подается к плюсовой клемме первого и третьего динамика. Минусовые выходы этих громкоговорителей соединяются с положительными клеммами второго и четвертого репродуктора. Оставшиеся свободными выходы колонок подключаются к отрицательной клемме канала.

Что понадобится

Перед началом монтажа требуется подготовить материалы:

  • изоляционная лента;
  • металлические трубки для соединения шнуров;
  • коммутационные детали для подключения к электрическим цепям автомобиля;
  • акустические и электрические шнуры с зажимами;
  • крепежные элементы для кронштейнов.

Перечень дополнительного оборудования, предполагаемого к установке, зависит от финансовых возможностей и предпочтений владельца

При этом важно помнить, что от характеристик усилителя зависит дальнейшая работа акустики. Например, если подключить саб к 2-канальному усилителю, то потребуется урезать частотный диапазон воспроизведения для 2 каналов

В этом случае рекомендуется установить 4-канальный блок, задействовав тыловые выходы для коммутации сабвуфера мостом.

Инструменты

Для установки оборудования и коммутации соединительных шнуров потребуются инструменты и материалы:

  • бокорезы для нарезки кабелей и удаления изоляции;
  • отвертки и гаечные ключи для демонтажа пластиковых обшивок;
  • соединительные хомуты;
  • тестовый прибор для проверки целостности цепей питания;
  • дополнительные клеммы и инструмент для установки наконечников.

Как выбрать сечение провода

Поскольку внешний усилитель потребляет ток до 40-50 А (зависит от модификации), то необходимо подобрать подходящий силовой кабель для подключения. Для расчета сечения потребуется выяснить значение номинальной мощности оборудования, которое указывается в инструкции по эксплуатации и на заводской этикетке. Суммарное энергопотребление равняется произведению мощности на число задействованных каналов. Например, при подаче на 1 громкоговоритель сигнала мощностью 50 Вт, суммарное потребление на 4 канала составит 200 Вт.

Затем требуется вычислить длину шнура, идущего до аккумуляторной батареи. На основе полученных цифр по таблице выбирается многожильный медный кабель с требуемым сечением. Рекомендуется брать провод с запасом 10-15%, что позволит безопасно подсоединить усилитель в машине. Использовать алюминиевые жгуты или элементы с омедненной поверхностью не рекомендуется.

Для соединения акустических компонентов применяются межблочные кабели, поставляемые совместно с изделиями. Для улучшения качества звука рекомендуется приобретение улучшенных шнуров, оборудованных качественными коммутационными элементами. Соединительные акустические кабели имеют стандартную конструкцию, отличаются только качеством используемых материалов.

Выбор предохранителя

Плавкий предохранитель обеспечивает защиту электропроводки автомобиля и усилителя от повреждений при коротких замыканиях или повышении силы тока при перегрузке. Элемент устанавливается в положительном соединительном проводе рядом с клеммой аккумулятора. Номинал вставки определяется на основе таблиц с учетом длины кабеля и площади сечения. Дополнительные плавкие вставки автомобильного типа (ножевые) расположены в корпусе усилительного узла.

Особенности

Технические характеристики громкоговорителей детально прописаны в нормативных документах — ГОСТ 9010-78 и ГОСТ 16122-78. А также некоторая информация имеется в акте №268-5, который был разработан «Международным электротехническим комитетом».

Согласно этим документам наиболее важными особенностями громкоговорителей являются:

  1. характеристическая мощность — это показатель уровня звукового давления, равный 94 дБ на расстоянии 1 м (интервал диапазона частот при этом должен составлять от 100 до 8000 Гц);
  2. шумовая мощность — это средний уровень звука, который может выдавать громкоговоритель на специальном испытательном стенде в течение 100 часов;
  3. максимальная мощность — наибольшая сила исходящего звука, которую воспроизводит громкоговоритель в течение 60 минут без каких-либо повреждений в корпусе;
  4. номинальная мощность — сила звука, при которой линейные искажения в информационном потоке не ощущаются.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий