В каких случая использовать молибденовую присадку?

Зачем молибден в моторном масле

Дисульфид молибдена успешно вводят в масло для двигателя, где он стабилен и может долго находится в виде взвеси, сам по себе являясь твёрдым веществом и не растворяясь в нефтепродуктах и прочей органике, в том числе и достаточно агрессивных веществах присадок, которых в качественном масле великое множество.

Рабочий слой вещества на поверхностях двигателя очень тонок, поэтому не оказывает существенного влияния на геометрию зазоров.

Соединение проходит через масляные фильтры, не образуя крупнодисперсных частиц, способных создать засорения, тем более не понижает сечение маслопроводящих каналов.

Что такое молибден на самом деле

При этом молекулы присадки формируют на всех деталях вторую защитную границу. Первая образуется масляной плёнкой, но она имеет ограниченную прочность.

При высоком удельном давлении, которое всегда присутствует в особо нагруженных парах трения, плёнка разрывается и наступает контакт двух металлических деталей.

Мгновенно повышается температура, происходит механический или тепловой задир поверхностей. Присадка позволяет этого избежать.

Как изнашиваются детали двигателя

Особенную роль подобные присадки сыграли в тех условиях, когда двигатели могли испытывать масляное голодание при работе в нештатных режимах.

Например, моторы военной техники, повреждённые во время боевого применения.

В гражданских автомобилях на такое не рассчитывают. Тут на первый план выходит энергосберегающий эффект, когда в критических режимах масляного голодания, например, низких оборотах и большой нагрузке, коэффициент трения не возрастает и расход топлива остаётся в норме.

Плюсы молибдена

В настоящее время неорганические вещества на основе молибдена в моторных маслах повышенного качества почти не применяются, им на смену пришла органика.

Используются вещества, обозначаемые, как MoDTC или MoDTP, это более эффективные модификаторы трения, способные при определённых условиях даже легировать атомами молибдена трущиеся поверхности металлов.

Формула MoDTC

К уже известным антифрикционным свойствам добавляется эффект упрочнения поверхностей, между которыми остаётся прочный и скользкий дополнительный слой твёрдой смазки. Эти вещества более стабильны и придают новые свойства моторным маслам.

Особенно это важно для применяемых при низких температурах сезонных и энергосберегающих масел низкой вязкости, плёнка которых не отличается высокой прочностью основы. Хотя данные соединения часто добавляют и в более традиционные продукты, но уже в меньших количествах

Стабильность пограничного слоя обеспечивается его динамическим обновлением. Молекулы присадки постоянно содержатся в составе масла и защита обновляется по мере расходования её молекул в зоне трения.

Поэтому не стоит верить заявлениям, призывающим один раз обработать двигатель, создав защиту, работающую даже после смены масла на обычное. Сроки обновления смазывающего продукта не должны нарушаться, какими бы свойствами он ни обладал.

 Минусы молибдена

Основной проблемой может стать очень неохотное отношение производителей двигателя к присадкам на основе молибдена.

Кроме положительных свойств, подобные вещества имеют неустранимые недостатки, поэтому испытания продуктов автомобильными фирмами практически не проводятся, им вполне достаточно тех продуктов, под которые их двигатели были изначально рассчитаны и созданы.

Прежде всего, изготовителей волнуют вопросы повышенной зольности металлосодержащих присадок. При высоких температурах и под воздействием кислорода они образуют отложения на деталях двигателя, вплоть до закоксовки поршневых колец.

У современных высокоэффективных двигателей это и так слабое место. Куда проще применять с теми же целями синтетические компоненты присадок на основе сложных эстеров или даже тефлона.

Вторым большим недостатком стали реакции соединений молибдена с кальцием, который широко применяется в качественных маслах. Образуются крупнодисперсные частицы нерастворимых соединений, забивающие фильтры и ведущие к общему загрязнению двигателя.

Проблемы не имеют решения, поэтому многие молибденосодержащие вещества прямо запрещены к применению, вплоть до законодательного уровня. А уж получить допуск автопроизводителя таким маслам вообще нереально. Продукты распространяются только в виде отдельных присадок к маслу.

Преимущества и недостатки масла с молибденом

К молибденовым автомаслам у водителей неоднозначное отношение. Как и у любого продукта, у них имеются свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

  • предотвращение быстрого износа механизмов мотора;
  • устойчивость к воздействию высокого давления защищает от износа при тяжелых нагрузках на агрегат;
  • защитная оболочка в виде коллоидной суспензии позволяет эффективно отводить избыточное тепло от двигателя, защищает от перегрева;
  • высокие противозадирные свойства;
  • возникают антифрикционные барьеры в месте повреждения масляной пленки, которые способствуют энергосбережению;
  • эффективное снижение трения;
  • молибденовая пленка способна защитить поверхности деталей при потере маслом эксплуатационных качеств;
  • не нарушаются циркуляции масла в моторе за счет тонкой и прочной пленки. Пленка способна сохраняться при постоянном использовании таких продуктов;
  • снижаются механические потери (особенно актуально при движении «старт-стоп»).

Автовладельцам, которые используют моторное масло с молибденом рекомендуется внимательно контролировать уровень смазки и период ее замены. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид Мо в процессе окисления образует окись с высокими абразивными свойствами. Выделяемая в процессе окисления сера способствует коррозии металла. Все это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя внутреннего сгорания.

Недостатки проявляются эпизодически, и могут отмечаться не в каждом случае, и не на всех ДВС. К негативным свойствам относятся:

  • Отрицательное влияние на бензиновые двигатели, работающие при высоких температурных показателях;
  • Взаимодействие с кальцием приводит к агрессивным последствиям;
  • Частицы вещества характеризуются относительно крупными размерами. Это способствует тому, что при попадании в цилиндропоршневую группу могут образовываться отложения. Впоследствии это явление приводит к закоксованности мотора;
  • Автомасла в значительных количествах содержат кальций. Реагируя с дисульфидом образуется агрессивная среда, негативно влияющая на металл.

Полусинтетика с MoS₂ отличается высокой стоимостью, что также является минусом.

Подведя итоги, можно констатировать, что автомасла, содержащие дисульфид молибдена, являются высокотехнологическими современными смазочными материалами. Такие жидкости способны увеличить ресурс автомобиля.

Необходимо отметить, что молибденосодержащие моторные жидкости подходят не для каждого силового агрегата. Большое количество кальция в автомаслах довольно агрессивно взаимодействует с молибденом, что способно свести к нулю полезные свойства модификатора трения. В итоге отложения продуктов сгорания и закоксовывание двигателя с последующим всплеском активных газов.

Рассмотрев все плюсы и минусы, каждый автолюбитель сможет принять свое решение в отношении выбора подходящего продукта. С уверенностью можно сказать одно: молибденовые моторные масла оптимально будет применять в тех случаях, когда такая рекомендация указана в технической документации производителем двигателя.

Как отличить подделку

Также автомобилисты жалуются, что из-за темного цвета масла Маннол Молибден Бензин невозможно отличить, нормальное оно еще или нет. То же и с отличием подделки. Для последнего придется руководствоваться только внешним видом канистры. Вот что у нее должно быть:

  1. оригинальный логотип на крышечке;
  2. перечисленные допуски, которые соответствует тем, что написаны на официальном сайте;
  3. под крышкой защитная мембрана с надписью «original»;
  4. оттиск с названием бренда на самой канистре.

Ну и конечно, следить нужно за качеством упаковки в целом. Выдать подделку могут грубо запаянные швы; крышка, частично или полностью оторванная от защитного кольца; плохо приклеенные этикетки.

Преимущества и недостатки

Молибденовая присадка для двигателя обладает единственным действием – улучшает скольжение и уменьшает трение, образуя на поверхности деталей тонкую плёнку. Благодаря этому наблюдаются такие плюсы:

  • Уменьшается износ деталей.
  • Уменьшается их нагрев.
  • Увеличивается ресурс.

В целом как водители, так и работники СТО отмечают, что мотор с такой присадкой работает тише и мягче. Отмечается небольшое увеличение компрессии в цилиндрах – это проверенный и доказанный факт.

Но всё не так прекрасно, именно из-за того, что присадка в масле образует взвесь, и её частицы вместе с маслом могут проникать куда угодно. Эти частицы имеют довольно большой размер, и их присутствие желательно не во всех местах двигателя. Например, из-за проникновения добавки в канавки поршневых колец быстро образуется нагар в канавках и на кольцах, происходит их закоксование, а это чревато неприятностями.

Из-за нарушений работы в цилиндрах выхлоп может проникать в картер, окисляя находящееся там масло. В итоге оно быстро теряет свои полезные свойства, трение усиливается, а загрязнение двигателя нагаром усугубляется. Так недалеко и до капитального ремонта двигателя, а то и его замены.

Кроме того, масла содержат большое количество кальция, который вступает в реакцию с молибденом, образуя достаточно крупные фракции. В итоге быстро засоряются фильтры. Да и продукты реакции агрессивны по отношению к металлу, усиливают коррозию.

Поэтому некоторые производители сами предупреждают, что использование присадки с дисульфидом молибдена в их двигателях не допускается. И к этой рекомендации нужно всерьёз прислушаться. Если использовать такие добавки, то менять масло надо своевременно, и вообще следить за его качеством пристальнее.

Что такое молибден и его влияние

Химический элемент молибден (Мо) — металл серого цвета с характерным блеском. Применяется в электротехнической и металлургической областях. В качестве компонента моторных масел используют дисульфид молибдена – MoS₂ в мелкодисперсном состоянии.

Характерные свойства соединения:

  • высокая жароустойчивость;
  • нерастворим в масле;
  • высокие антикоррозийные свойства;
  • в смазочных жидкостях обеспечивает оптимальные вязкостные показатели.

Строение вещества близко к графиту. Исследуя MoS₂ с помощью микроскопа, выявляется графитовая пластинчатая структура. Пара атомов серы и атом Мо имеют идентичные размеры, образуют стойкое соединение. Такой синтез обеспечивает оптимальную защиту от сухого трения. Молибденосодержащие масла демонстрируют отличные антифрикционные и противозадирные свойства.

Образуя защитную пленку на металлических деталях, молекулы в соединении способны к быстрому передвижению, благодаря чему прямой контакт металла исключается. Такой механизм обеспечивает надежную защиту от износа.

Молибден в автомобильном масле используется в тонко измельченном виде. Для смешивания смеси применяется специальная технология. Дисульфид Мо не образует порошкового осадка, и предотвращает отложение загрязнений.

Кроме самого вещества в смазках содержатся наборы присадочных компонентов, с помощью которых создается дополнительный защитный слой. Присадки с дисульфидом Мо («модификатор трения») поступают в продажу и в качестве добавок, улучшающих характеристики смазочных материалов.

Молибден применяется в качестве смазки в трансмиссионных механизмах, таких как коробка передач, раздатка, планетарная передача редуктора. Масла с MoS₂ обладают высокой устойчивостью, и применяются там, где нет возможности использовать обычные. Особенность смазки заключается в способности сохранять рабочие качества при критически низких и максимально высоких температурах — до +400℃.

Масла с молибденом

Отзывы владельцев на такие масла весьма неоднозначны, одни от них в восторге, другие разочаровались в продукции. Давайте разберемся, что же из себя представляет такой продукт и кому подойдет.

Состав и характеристики

Моторные масла с молибденом – это продукты, содержащие в составе вещество “дисульфид молибдена”.

Дисульфид молибдена (МоS2) – черный или серый порошок – “молибденовый порошок”, представляющий собой соединение молибдена и серы. Дисульфид молибдена – является сухим смазывающим веществом, благодаря чему часто становиться компонентом материалов с требуемым низким коэффициентом трения и различных смазок, в том числе моторных смазывающих веществ.

В следствии его использования:

  • улучшается циркуляция масла в движке;
  • мотор предохраняется от перегрева и преждевременного износа (даже при высоких нагрузках);
  • снижаются механические потери, что увеличивает КПД движка.

Преимущества и недостатки

Моторное масло с дисульфидом молибдена, как и любой другой продукт, имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • высокий индекс вязкости;
  • устойчивость к коррозии;
  • возможность эксплуатации при высоких и низких температурах;
  • увеличение мощности двигателя;
  • снижение расхода топлива;
  • надежная защита мотора от перегрева и преждевременного износа, даже при высоких нагрузках.​

К минусам относятся:​

  • возможность образования осадка. Молекулы дисульфида молибдена отличаются относительно крупным размером. Многие автовладельцы считают, что это способствует образование осадка в смазывающей жидкости и, как следствие, приводит к закоксованности мотора. Другие оспаривают эту версию. Однако, такая проблема может возникнуть только при использовании масла одновременно со старым, уже не справляющимся со своей функцией, или некачественным маслофильтром. При использовании нового качественного расходника такая проблема не возникнет.
  • несвоевременная замена масла влечет за собой серьезные последствия. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид молибдена начинает окисляться. Продукты его окисления: окись молибдена (обладающий абразивными свойствами) и сера (вызывающая коррозию металла) негативно влияют на двигатель.
  • высокая стоимость продукции с молибденом.

Результаты тестирования

Масло неплохо показало себя в тесте на мощность, ознакомиться с которым можно здесь https://www.autodela.ru/main/top/test/Liqui-Moly-Molygen-NG_test. По результатам пользовательских лабораторных тестов масло тоже показало себя хорошо. Единственный показатель, в котором масло наводит на размышления – вязкость имитации холодной прокрутки CCS при -30 градусах – 6166. Высокий показатель, не дающий запаса после -30. Но можно рассматривать и как плюс – вязкость будет стабильна и после значительного пробега.

Достоинства

  • Высокие моющие свойства.
  • Необычный зеленый цвет масла как индикатор утечки смазки.
  • Может использоваться для увеличенных интервалов.
  • Стабильная вязкость на протяжении всего срока использования.
  • Стабильно при высоких нагрузках.
  • Является полным аналогом сервисного масла от LIQUI MOLY, реализуемого только на СТО.

Недостатки

Высокая вязкость при -30 градусах, что может усложнить прокрутку коленвала в морозы.

Конкуренты

#1
MOBIL 1 FS X1 5W-40
Идеальный продукт для двигателей с пробегом от 100 000 км.
597 руб. за 1л.
Подробнее

#2
Castrol Edge 5W-40
Уникальный пакет присадок с добавлением титана.
547 руб. за 1л.
Подробнее

#3
Motul 8100 X-cess 5W-40
Универсальное масло, лучше всего покажет себя в двигателях с большим объемом, работающих с большой нагрузкой.
538 руб. за 1л.
Подробнее

#4
ELF Evolution 900 SXR 5W-40
Масло с самыми высокими защитными свойствами, подходит для длительных интервалов замены.
572 руб. за 1л.
Подробнее

Вердикт

Неплохое масло со стабильной вязкостью, высоким показателем мощности мотора, сниженным расходом и высокими моющими свойствами. Немного нестабильно после -30, но для 5W-40 этот показатель укладывается в стандарт. Имеет собственные отличительные особенности, некоторые из которых даже необычны, как сам цвет масла.

Если сравнивать с ближайшими конкурентами в сегменте, то масло имеет температуру застывания на 3 градуса ниже, чем MOBIL 1 FS X1 5W-40 и ELF Evolution 900 SXR 5W-40. Моющие свойства проигрывают MOBIL 1, который показывает 12.68, против 11.3 у LIQUI MOLY, а вот у ELF он выигрывает с его показателем щелочи в 10.1.

Как отличить подделку

Все оригинальное масло производится только в Германии, для проверки подлинности товара можно запросить у продавца сертификат, но есть и некоторые признаки, на которые можно обратить внимание. Следует отметить, что для масла такой категории производитель экономит на защите от подделок и фирменных признаков оригинала не много. . Один из главных защитных элементов – пробка

Ее цвет только черный, пластик однородный, без повреждений и дефектов, само собой, что не должно быть следов вскрытия на пробке. Оборудуется встроенной лейкой. Недавно компания обновила дизайн крышки на канистрах объемом 4 и 5 литров, теперь они выглядят так

Один из главных защитных элементов – пробка. Ее цвет только черный, пластик однородный, без повреждений и дефектов, само собой, что не должно быть следов вскрытия на пробке. Оборудуется встроенной лейкой. Недавно компания обновила дизайн крышки на канистрах объемом 4 и 5 литров, теперь они выглядят так.

Видеообзоры

Prev

1

1

Next

Маслотест #8. Liqui Moly Molygen 5W-40 тест масла.

Ликви моли молиген 5w40 мнение о моторном масле

Тест масла Ликви Моли 5w40 Мобил 1 0w40 Часть 1

Prev

1

1

Next

 Загрузка …

Как отличить подделку

В первую очередь всегда нужно обращать внимание на упаковку. Производитель в оригинальных канистрах не допускает неровных швов, мягкого пластика, неровностей и шероховатостей

Канистра всегда выглядит презентабельно. Часто на подделках можно увидеть чуть выпуклое дно, из-за которого канистра не становится на поверхность ровно. Далее смотрим на такие признаки: 

  1. Цвет канистры – подделки обычно окрашены чуть светлее. 
  2. Этикетка плотно прилегает к поверхности без вздутий и пузырьков – оригинал. 
  3. Дата изготовления указывается на крышке, на дне указывается дата изготовления канистры. В них может отличаться число или месяц, но год всегда совпадает. В подделках может быть разница на несколько лет. Часто на подделках дата розлива указывается не на крышке, а под нижним краем этикетки. 
  4. Под крышкой защитная пленка, на ней изнутри выдавлена надпись ORIGINAL, то есть на лицевой части она будет выпуклой. 
  5. Часто на подделках штамповка даты выполнена некачественными чернилами и легко стирается. Сама крышка ровная, подделки часто шероховаты. 
  6. Шкала уровня масла в подделке гораздо уже, чем в оригинале. 
  7. На подделке под шкалой уровня есть треугольник, оставшийся от спайки канистры. 
  8. Все надписи на оригинале четкие, не сглаженные, легко читаются. 
  9. Само масло имеет темно-серый цвет, нет жженого запаха.

Особенности смазочных жидкостей, заключающих в себе молибден

Плохо то, что молибденовые автомасла располагают определенными недостатками, которые, впрочем, не перечеркивают их достоинств. Минусы таковы:

  1. Подобные смазывающие жидкости нельзя заливать в силовые агрегаты, которые функционируют на таком горючем, как бензин. Обусловлено это тем фактом, что молибденовое автомобильное масло представляет собой не обычное сочетание компонентов, которые взаимодействуют друг с другом химически, а физическую смесь. Величина частичек очень большая, они проникают даже туда, куда не требуется, к примеру, в кольца поршней.
  2. Молибденовая смазка в высокотемпературных условиях приводит к значительному усилению коксования, повышенному образованию нагара. Из-за этого может повредиться цилиндровый блок с поршнями. Придется делать ремонт машины. Именно по этой причине мало какой автопроизводитель дает рекомендацию использовать подобный нефтепродукт.
  3. Снижение трения происходит только при использовании определенной синтетики. Синтетические эфиры по собственным характеристикам напоминают касторовое масло. Они часто используются в спортивных авто, располагают свойством адгезии. Эксперты утверждают, что именно эфиры обеспечивают уменьшение трения, а не молибденовые элементы.
  4. Выпускаемые сегодня автомасла заключают в себе большое количество кальциевых компонентов. Они начинают жестко и агрессивно реагировать с молибденовыми элементами.

Ознакомившись с преимуществами и недостатками молибденового автомасла, оценив все его свойства, водитель должен решить, станет ли данный нефтепродукт лучшим выбором для машины или же нет.

В случае заливки в двигатель неподходящей смазочной жидкости могут возникнуть многочисленные неполадки.

Чтобы их устранить, придется либо самостоятельно копаться в автомобильных запчастях, либо обращаться к сотрудникам специализированного сервисного центра, которые профессионально занимаются ремонтом машин.

Молибденовое автомасло может послужить как причиной возникновения неисправностей, так и прекрасной защитой для топливо-распределяющего комплекса транспортного средства.

Бытует мнение, что смазки с молибденом проявляют себя лучшим образом, если не добавлять в них очищающие присадочные компоненты. Аргументируется это тем, что в сороковые годы, во время Великой Отечественной войны, автомасло применялось для смазывания деталей танков.

Если случалась утечка, движок мог функционировать определенное время именно благодаря молибдену.

https://youtube.com/watch?v=bDUJ1AozEtg%3F

Преимущества и недостатки присадки

Однако все это актуально только для крупного и авиационного машиностроения, тогда как в случае с автомобильным транспортом применение молибдена не является необходимостью.

А все потому что в этом сегменте на первый план выходят вопросы энергосбережения, обусловленные тем, что даже при критических нагрузках в условиях использования рабочих узлов на малых оборотах не возникает рисков по увеличению коэффициента трения.

Это значит, что нет никакой опасности не только для самих механизмов, но и для расхода топлива, который останется в норме. Так зачем тогда вообще использовать молибден в маслах для двигателей? Оценить целесообразность включения соединения в состав ГСМ поможет изучение его достоинств и недостатков. К первым стоит отнести:

  1. Обеспечение устойчивых антифрикционных свойств и упрочнения поверхности.
  2. Сохранение качеств при критически низких и высоких температурах.
  3. Динамическое обновление пограничного слоя, обеспечивающее его стабильность.

Но несмотря на все перечисленные свойства, на смену неорганическим компонентам молибдена пришли соединения органического типа.

Такое решение производителей обусловлено серьезными минусами присадки. Среди них:

  • риск повышения зольности из-за содержания металлических компонентов;
  • реакция с кальциевыми соединениями, содержащимися в современной продукции ГСМ.

Вроде бы, недочетов не так уж много, но все они слишком серьезны для того, чтобы и дальше применять молибден при изготовлении масел. И особенно неактуальным его применение выглядит на фоне появления новых синтетических компонентов с гораздо более щадящими свойствами.

Ложка дегтя!

Каждая медаль, как известно, имеет две стороны. Поэтому для того, чтобы вы могли получить максимально полную картину о масле с молибденом, кроме положительных моментов, я расскажу и о негативных сторонах таких масел. Сразу отмечу тот факт, что отрицательные показатели MoS2 проявляются далеко не во всех случаях и далеко не на каждом моторе, об этом я упомянул в начале статьи.

По некоторым данным, молибденовые включения в смазывающих жидкостях плохо себя проявляют на мощных бензиновых моторах, способных работать при высоких температурах. Все дело в размере частиц соединений, которые имеют относительно большие размеры и кроме защитных свойств имеют ряд недостатков. Проникая в цилиндропоршневую группу (ЦПГ), молибденсодержащее масло склонно к образованию отложений и возникновению такого неприятного явления как закоксованность двигателя. В результате возникает повреждение ЦПГ, а также чрезмерная активность газов, которая проникает в масло через поршневые кольца. Чаще всего результат всего вышеперечисленного — термические нагрузки, неполадки в двигателе и капремонт. Именно эта особенность объясняет почему дисульфид молибденовые соединения рекомендуют не все автопроизводители, а также причину, по которой многие категорически не приемлют этот компонент в составе моторного масла.

Современные моторные масла содержат в своем составе много кальция, который вступает в реакцию с дисульфидом молибдена, образуя при этом агрессивную среду для металлических поверхностей. Именно по этим причинам все положительные свойства молибдена меркнут на фоне вышеизложенных “минусов”.

MoS2 — как это работает?

Вещество MoS2 или дисульфид молибдена по своим характеристикам очень близок к графитовым частицам, которые также активно используются в производстве моторных масле многих производителей. Если посмотреть на молибденовое вещество под микроскопом, можно обнаружить графитовую пластинчатую платформу, в составе которой имеется один атом молибдена и два атома серы, в совокупности образующие сильное соединение серы с молибденом. По размерам атомы примерно одинаковы, за счет чего соединение имеет хорошие защитные свойства. Кроме прочего стоит отметить антифрикционные свойства дисульфида молибдена и противозадирные качества, которые продлевают срок службы деталей силового агрегата.

Сами по себе молекулы серы не обладают крепким соединением, однако, как я уже говорил, при взаимодействии с дисульфидом молибдена связка выходит мощной. Добавление MoS2 в смазывающие жидкости способствует образованию защитных слоев на металлических поверхностях деталей, которые защищают их от износа. Защитные молекулы довольно быстро двигаются по отношению к друг другу, тем самым исключая прямой контакт металлических деталей.

Кроме самого молибдена в молибденсодержащем масле содержится широкий набор присадок, позволяющий этому веществу создавать еще один слой смазки. Особенность этого слоя в том, что он начинает работать тогда, когда свойства обычной смазки утрачены. Присадки на базе дисульфида молибдена довольно часто продается как индивидуальная добавка, которую можно использовать как присадку в моторное масло, с целью улучшения его характеристик. Молибденовые включения способны работать там, где обычная смазка просто бессильна, например, при критических температурах (вплоть до 400°С), когда мотор работает на грани своих возможностей и нуждается в эффективной смазке и теплоотводе. Или наоборот, при аномально низких температурах, сохраняя при этом необходимые для образования защитной масляной пленки свойства.

Положительное и негативное влияние молибдена на двигатель

Молибденовая смазка заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности

Понять, почему пользователи смазочной жидкости с присадкой разделились на два лагеря, поможет анализ свойств, масла с молибденом, плюсы и минусы очевидны.

Достоинства смазочной смеси:

  1. Снижает силу трения при повреждении маслянистой пленки:
  • от мощной ударной нагрузки;
  • при перегреве двигателя;
  • проблемами с маслонасосом.
  • Скорость образования дисульфидной пленки и ее стойкость к истиранию высокая.
  1. В смазочной жидкости молибден выполняет функцию модификатора трения – заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности. Петтинг (контакт металлических поверхностей под нагрузкой) при компрессии уменьшается. Старые мотора обретают второе дыхание, меньше стучат при нагрузке, снижается вибрация на холостых оборотах.
  2. Благодаря антифрикционным свойствам, продлевает ресурс поршневой системы двигателей, часто работающих при критических температурных показателях, когда вязкость моторного масла значительно снижается – смазка скатывается с деталей.
  3. Присадки начинают работать в небольшой концентрации. Для образования слоя достаточно одного ряда молекул. Основные эксплуатационные свойства автомасла при этом не изменяются. Присадки вводят в смазки разных классов, они выпускаются отдельно.
  4. Моторное масло с молибденом сохраняет работоспособность двигателя в жарком климате. С помощью их производители выпускают смазочные жидкости, работающие при температуре воздуха до +55°С (SАЕ 60), разогреве двигателя до +400°С. Вязкая минеральная основа при такой жаре приобретает консистенцию воды. При низких температурах молибденовые соединения также сохраняют свои свойства, когда масло густеет, с трудом прокачивается, молибденовая пленка предохраняет детали от износа.

Отрицательные моменты:

Со временем под действием нагрева и воздуха диоксид молибдена разрушается, образуется сера и нерастворимый оксид, он оседает на дно, попадает в зазоры между деталями. Из-за серы повышается зольность масла, быстрее забивается сажистый фильтр. Масло с молибденом приходится менять чаще, чем обычное.
Какой бы тонкой ни была пленка дисульфида, она затрудняет работу поршневого блока в период обкатки двигателя. Допуски по размерам рассчитаны на масляную пленку. Введение антифрикционной добавки способно усилить давление на детали двигателя, выработка поверхности увеличится.
После перехода с молибденовой смазки на обычную двигатель начинает стучать. Это связано с уменьшением зазора между деталями, обнажаются дефекты поверхности. Двигатели «подсаживаются» на присадку после первого применения. Молибденовую смазку не стоит добавлять в бак машины с пробегом до 12 тысяч км при поездке на юга.
Смазку нельзя считать универсальной. Она разрабатывалась для форсированных двигателей, работающих на предельных нагрузках длительное время (танки, самолеты). Для бензиновых ДВС легковых авто она не подходит.
В состав смазочных жидкостей входят кальциевые антипенные присадки. Они при температуре способны реагировать с дисульфидом

Это важно учитывать при самостоятельном введении присадок в моторную смазку. Степень загрязнения жидкости придется контролировать через ½ эксплуатационного срока.

Как действует масло?

Современный автомобиль содержит узлы и агрегаты, в которых немалое количество трущихся деталей. По этой причине они нуждаются в своевременной смазке. А поскольку двигатель работает от сгорания топлива, то трение сопровождается воздействием высокой температуры. Задача любой смазки заключается в снижении силы трения. С ней хорошо справляется моторное масло с молибденом, и отзывы многих владельцев показывают, как изменилось поведение автомобиля в лучшую сторону.

Трущиеся поверхности только с первого взгляда кажутся идеально гладкими. На деле они имеют некоторую степень шероховатости, просто она измеряется микроскопическими единицами. При касании моторного масла трущихся поверхностей, оно создает на их шероховатостях микроскопический слой пленки, за счет которой и снижается трение. Тонкий слой постоянно обновляется за счет непрерывной подачи смазки давлением. К слову сказать, те же качества у потенциального конкурента – моторного масла «Манол Молибден».

А так как масло содержит взвешенные твердые частички, хоть и очень маленького размера, то смысл всего сразу понятен. Если все эти микроскопические неровности и поры закрыть каким-нибудь твердым наполнителем, то поверхность станет более гладкой. В результате трение уменьшается, что, в свою очередь, приводит к снижению износа деталей.

Когда молибден может быть вреден

Если бы эта присадка имела только плюсы, то не было поводов для разговоров об отрицательных моментах. Однако такие поводы есть.

Молибден, в том числе и в составе дисульфида, начинает окисляться при температуре выше 400С. При этом к молекулам серы прибавляются молекулы кислорода, и образуется совершенно новые вещества с другими свойствами.

Например, в присутствии молекул воды может образоваться серная кислота, разрушающая металлы. Без воды образуются карбидные соединения, которые не могут отложиться на постоянно трущихся деталях, но могут откладываются в пассивных местах поршневой группы. В итоге может произойти закоксовывание поршневых колец, задиры зеркала поршней, образование шлака и даже выход двигателя из строя.

Это подтверждается научными исследованиями:

  • Using the TEOST MHT to Evaluate Fundamental Oxidation in Low Phosphorus Engine Oils (STLE);
  • Analysis of Deposit Formation Mechanism on TEOST 33 C by Engine Oil Containing Mo DTC;
  • Improving Fuel Economy with MoDTC without Increasing TEOST33C Deposit.

В результате этих исследований доказано, что дисульфид молибдена при определенных условиях работает как катализатор для образования карбидных отложений.

Поэтому масла с такой присадкой не рекомендуют использовать в двигателях, где конструктивно предусмотрена рабочая температура в области действия масла выше 400 градусов.

Производители досконально знают свойства своих двигателей. Поэтому дают рекомендации, какие масла следует использовать. Если есть запрет на использования масел с такими присадками, то использовать их не следует.

Также такое масло может сыграть плохую службу на любом двигателе при перегреве выше 400С.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий