Снятие и замена мультиклапана гбо

Самостоятельный монтаж ГБО 2

Самому газовую аппаратуру на автомобиль установить не сложно, если соблюдать технику безопасности и иметь знания по монтажу подобных устройств. 

Этапы монтажа газового оборудования на газ 2 поколения:

  • установка баллона;
  • проводка газовой магистрали;
  • монтаж смесителя и дозатора и узла управления газобаллонного оборудования;
  • проверочные работы по герметичности и работоспособности ГБО.

Перед тем как начинать монтаж, проверяют, что всё оснащение ГБО в наличии:

  • баллон под газ (цилиндрический или тороидальный);
  • мультиклапан;
  • бензиновый и газовый электроклапаны;
  • заправочный вентиль;
  • смеситель;
  • пульт управления и провода ;
  • газовые шланги и трубки;
  • тройники;
  • хомуты.

Описание пошаговой инструкции установки газового оборудования:

  1. Цилиндрические баллоны крепят в багажниках. В хэтчбеках хороший вариант для установки тороидального баллона — в нишу для запаски. Метан лучше ставить на большие машины, например, Газель, где есть место для громоздкой ёмкости.
  2. Закрепляют заправочный вентиль на кронштейне под задним бампером, на одном из задних крыльев либо в багажнике автомобиля.
  3. Прокладывают газовую магистраль от баллона к моторному отсеку по днищу кузова. Топливный трубопровод не должен проходить через салон. Отверстие для вывода газовой магистрали делают большим диаметром, чем трубопровод, чтобы вставить в него защитный резиновый или пластиковый уплотнитель. Края обрабатывают антикором.
  4. Вдоль днища закрепляют газовую магистраль. Можно поместить газовый трубопровод рядом с бензиновым в отведенную для этого нишу.
  5. Следующий шаг — установка смесителя между карбюратором и впускным коллектором автомобиля. Герметичности добиваются с помощью уплотнительных колец и герметика, чтобы исключить подсос воздуха. Если этого не сделать, пропадёт тяга и возникнут рывки и провалы при нагрузке на двигатель. Характерно для карбюратора солекс, его модификацию дааз 21073–1107010 ставят на Ниву.
  6. Следующая операция — установка бензинового электроклапана в топливный трубопровод между бензонасосом и карбюратором автомобиля.
  7. Устанавливают газовый клапан.
  8. Производят подсоединение газовой магистрали к клапану.
  9. Рядом с карбюратором монтируют газовый редуктор.
  10. Выполняют соединение редуктора к патрубкам, которые ведут к печке автомобиля. Хорошо показал себя в условиях российских зим редуктор ловато 2 поколения.
  11. Магистраль от запорного клапана подключают к установленному редуктору.
  12. Между редуктором и смесителем монтируют газовый дозатор.
  13. В салоне закрепляют пульт управления ГБО и производят его подключение.

Чтобы выполнить пробный пуск ГБО, баллон нужно заправить примерно 10 литров. Трубопровод перекрывают. На соединения магистрали наносят мыльный раствор. Выполняют впуск газа, осматривают стыки. В местах протечек появятся пузыри. Если не получается сразу устранить причины путём подтягивания хомутов, газопровод перекрывают, соединения переделывают.

Перед эксплуатацией ГБО необходимо проверить действие антихлопков на инжекторе. При превышении давления газа хлопушка предотвратит взрыв газовой смеси.

Если не устранить протечки, последствия такой эксплуатации автомобиля — повышенный расход топлива, остановка двигателя, отравление газом, вплоть до взрыва. Если есть сомнения, настраивать и производить обслуживание ГБО лучше в специализированном сервисе. Адрес станции, где обслуживают газобаллонные установки, можно найти в интернете.

Описание и комплектация

ГБО 2 предназначалось для перевода на газовое топливо как карбюраторных так и двигателей с впрыском топлива (моно инжекторов и других инжекторных двигателей). Следует отметить, что по европейской классификации поколений наше ГБО 2 – это тоже первое поколение у европейцев.

В отличии от первого поколения в состав комплекта ГБО 2 входит электронный редуктор испаритель вместо вакуумного, а так же вместо обычной кнопки переключателя вида топлива появляется кнопка выбора топлива оснащенная электроникой.

Карбюратор

Комплект ГБО 2 поколения на карбюратор теперь выглядит следующим образом.

  • Газовый баллон;
  • заправочный клапан;
  • мультиклапан;
  • заправочная и расходная магистраль;
  • фильтр грубой очистки (зачастую встроен в редуктор-испаритель);
  • редуктор-испаритель (электронный);
  • кнопка переключения вида топлива «Газ»-«Бензин»с проводкой. Соответственно для каждого типа двигателя (карбюраторный или инжектор) своя кнопка;
  • механический дозатор (с одним или двумя винтами «жадности» для регулировки количества пропан-бутановой смеси, подаваемой в двигатель автомобиля);
  • смеситель (для смешивания пропан-бутановой смеси с воздухом);
  • бензинового электро клапана (который перекрывает подачу бензина в карбюратор при работе двигателя на газе).

Инжектор

ГБО 2 на инжектор имеет схожий с карбюратором комплект оборудования, за исключением нескольких изменений. В комплектации для инжекторного мотора в вышеизложенном перечне вместо бензинового электроклапана используется эмулятор работы форсунок и эмулятор лямбда-зонда.

При работе двигателя на газу, эмулятор форсунок сообщает бензиновому контроллеру о, якобы, работе бензиновых форсунок. Это помогает избежать появления сообщений об ошибках в работе «check engine».

Помимо эмуляторов ГБО 2 поколения на инжекторе устанавливают так называемую «хлопушку». Это анти хлопковый клапан предупреждающий разрушение впускного коллектора. В отличии от алюминиевых карбюраторных версий, он зачастую выполнен из пластика. Клапан открывается при излишнем давлении во впускном коллекторе, а после нормализации давления опять закрывается. В основном он монтируется на корпусе воздушного фильтра.

Классы безопасности

Существует три категории мультиклапанов:

  • класс «А»;
  • класс «B»;
  • класс «Евро».

Класс «А» активно используется на территории нашей страны. Такие мультиклапаны имеют ограничитель наполнения баллона и клапан сброса слишком высокого давления. Такое может произойти, например, при полной заправке баллона на улице в холодное время года и последующем перемещении автомобиля в теплый гараж.

Скоростной клапан задействуется, если газ из баллона начинает выходить со слишком большой скоростью. Обычно это происходит при повреждении трубопровода. После его срабатывания газ подаваться не будет. Для возврата шарика в штатное положение, необходимо закрутить винт, расположенный на мультиклапане.

Важно!
На текущий момент законодательство многих стран, среди которых и Россия, запрещает устанавливать мультиклапан класса «А».

Класс «B» – один из самых простых видов мультиклапанов. Он оснащается клапаном отсечки и поплавком, ограничивающим возможность наполнения резервуара с газом на уровне 80% от полного объема.

Некоторые народные умельцы удаляют этот ограничитель с целью увеличения пробега на одной заправке, но это делать категорически запрещено! Отсутствие клапана сброса давления приведёт к тому, что при росте давления внутри резервуара лишний газ не будет сброшен и случится разрыв емкости.

Класс «Евро» – оптимальное решение. Это наиболее безопасная разновидность мультиклапанов. В отличие от устройств класса «A» оснащается пожарным клапаном, который задействуется при росте температуры. В результате разрушения плавкой вставки происходит снижение давления, поэтому удаётся предотвратить разрыв баллона. В России разрешено устанавливать только мультиклапана класса «Евро».

Возможные неисправности

Мультиклапан – важный компонент ГБО, от которого напрямую зависит безопасность его использования. Поэтому неисправности в работе этого узла недопустимы. Отметим, что поломки случаются довольно редко. Иногда коррозия может разрушать болты, которыми мультиклапан крепится к баллону. Избежать проблемы можно с помощью применения антикоррозионных средств и дополнительной защиты болтов.


Ещё один проблемный момент – наличие загрязнения в газовом топливе. Частицы мусора, вода, смазка насосов могут помешать работе мультиклапана. Попадание грязи в скоростной клапан может привести к уменьшению диаметра магистрали. В итоге двигатель будет испытывать нехватку топлива для эффективной работы при серьезных нагрузках.

Также иногда возникает проблема с перемещением поплавка внутри баллона. Грязь и влага приводят к тому, что поплавок перестаёт двигаться. В результате – неправильное отображение уровня топлива и невозможность срабатывания клапана, отсекающего заправку газа. Поплавок может заклинить и в максимально поднятой позиции, в результате чего вы вообще не сможете заправить баллон, так как будет включаться отсекающий клапан.

Помните!

Попадание грязи в электрический клапан порой доставляет немало хлопот. В итоге соленоид просто не может перемещаться, и отверстие клапана остаётся закрытым.

Выбор совместимого с карбюратором поколения ГБО

Так как ГБО встраивается в систему доставки топлива в двигатель, то важно учитывать все эти особенности. Новые поколения газовых установок (начиная с 3) оборудованы собственными электронными мозгами, полностью моделирующими необходимые настройки и формирующие оптимальный впрыск газовоздушной смеси подходящего состава для плавной и аккуратной езды и обеспечения целостности и сохранности механизма

Для этого они имеют собственные наборы датчиков и лямбда-зондов измеряющих уровень содержания кислорода рассортированных по трубкам, клапанам, форсункам, редукторам и коллекторам. При малейшем изменении искомого параметра, датчик немедленно проинформирует об этом программный блок, который должным образом отреагирует открытием/закрытием определенного электроклапана. Схема карбюратора лишена всех этих преимуществ — просто нет даже простого бортового компьютера осуществляющего диагностику и настройку работы ходовой, даже нет датчиков, кроме самых базовых. ГБО устанавливается через специальный переходник-смеситель, или сразу напрямую — проделывая врезки непосредственно в карбюраторе и выводя туда магистральные трубки для подачи газа. Всего два датчика подводятся: к карбюраторной дроссельной заслонке и кислородный лямбда-зонд во впускном коллекторе. Их показания приводят в движение один-единственный электронный клапан, регулирующий подачу газа из редуктора. Такова схема работы газового оборудования 2 поколения, которое оптимально подходит для карбюраторных версий двигателя.

Обзор мультиклапанов от основных производителей

Все известные основные производители ГБО занимаются выпуском различно укомплектованной продукции. Все компании предоставляют гарантию и возможность технического обслуживания. Самыми востребованными являются изделия таких фирм:

1) Tomasetto (Томасетто).

Мультиклапан Томасетто изготовляет итальянская компания. Они отличаются безопасностью, надежностью и простотой в обслуживании.

Компания выпускает клапаны трех видов.

— Tomasetto AT₀₀ состоит из клапана с поплавком для выброса газа, вентилей, чтобы перекрывать заправочный и расходный каналы и штуцеров. Его относят к классу «В».

— Tomasetto AT₀₁ имеет пружинные и скоростные клапаны, относится к классу «А».

— Tomasetto AT₀₂ — современное устройство, которое имеет электроклапан, встроенный в изделие. Отличается наличием пожарного клапана.

Весь ассортимент клапанов от Tomasetto различают согласно вида баллона (тороидальный, цилиндрический), угла установки (0⁰, 30⁰, 90⁰), типа работы (электрический, механический), размера.

В тоже время существуют разные комплектации: с/без контрольной стрелки, наличие катушки, наличие заправочного устройства и т.д.

Производитель дает гарантию на 12 месяцев.

2) Lovato (Ловато).

Мультиклапан Ловато – достаточно бюджетный вариант, который легко настроить. Передняя часть состоит из отверстий, через которые входит и выходит газ, индикаторной стрелки и вентиля для перекрытия расходного и заправочного каналов.

Задняя панель состоит из топливнозапорной трубки, резинового уплотнительного кольца, привода датчика уровня, заглушенного технологического отверстия под клапан сброса паровой фазы, скоростного клапана и механизма для отсекания газовой смеси.

Из-за распространённости мультиклапанов Lovato, их часто подделывают. Поэтому безопаснее установить сразу всю систему газового оборудования, в которой все детали подобраны друг под друга.

3) BRC (БРС).

Мультиклапан БРС является частью элитных и дорогих систем газобаллонного оборудования.

Фирма выпускает в основном системы четвертого поколения ГБО. Компания является новатором и постоянно внедряет новые технологии при производстве своих изделий, поэтому занимает лидирующие позиции на мировом рынке газобаллонного оборудования.

Производитель «BRC» зачастую пользуется системами 4 видов:

— BRC Sequent Alba

— BRC Sequent 32

— BRC Sequent Plug and Drive

— BRC Sequent Direct Injection

4) Atiker (Атикер)

Мультиклапан Атикер – многофункциональный электромагнитный клапан последней модификации. Мультиклапаны Atiker имеют предохранительный клапан, что является основным их отличием среди других типичных товаров. Наличие этого клапана способствует перекрытию газа если обнаружена его утечка, которая может произойти через обрыв газовой трубки под днищем автомобиля или под капотом.

Гарантия от компании Atiker будет действовать на весь товарный ассортимент в течении 2 лет.

Мультиклапан ГБО – очень важный элемент в конструкции газобаллонного оборудования, благодаря которой обеспечивается безопасность как автомобиля, так и водителя. Поэтому стоит выбирать только качественные и надежные клапаны от проверенных производителей. На сегодняшний день лучшим вариантом будет установка мультиклапана «EURO» класса.

Что такое газобаллонное оборудование

ГБО – это газобаллонное оборудование. Оно представляет собой газовую установку, которая и питает двигатель вместо обычного топлива. Газ может быть двух типов – пропан или метан. На практике они мало чем отличаются (за исключением агрегатного состояния), но в плане цены и хранения все же имеют небольшие разногласия.

ГБО легкового автомобиля

Различают несколько видов ГБО:

  • Первого;
  • Второго;
  • Третьего;
  • Четвёртого;
  • Пятого поколения.

Чем выше поколение, тем совершеннее система (используется больше датчиков, электроники, все рассчитывается более точно и коэффициент работы выше). Но поколение ГБО подбирается в зависимости от типа двигателя и не всегда существует возможность использовать установку 5 поколения на старом моторе.

Всё о ГБО: какие выгоды дает «голубое» топливо?

ГБО – это газобаллонное оборудование, которое монтируется на автомобиль. Благодаря такому апгрейду машина может работать на газовом и бензиновом топливе. Система – сложная, включает механические и электронные блоки. Вся установка подключается к электронному блоку управления авто.

Преимущества перехода на газовую систему:

  1. Расходы на топливо сокращаются в 2-2,5 раз.
  2. Двигатель работает более плавно и мягко;.
  3. Пропан-бутановая смесь имеет высокое октановое число (102-108), прогорает полностью. Благодаря этому мотор служит дольше без ремонта.
  4. Можно использовать два вида топлива попеременно (переход с бензина на пропан осуществляется автоматически или вручную).
  5. Вдвое увеличивается пробег без дозаправки (закончится газовая смесь – ЭБУ переведет машину на бензин).
  6. Экологичность. Вредных веществ в результате сгорания выделяется меньше (на 69% для карбюраторов, на 53% для дизелей). Последние поколения ГБО соответствуют международным требованиям ЕВРО 4-6.

Чтобы ваши ожидания от установки газобаллонного оборудования были оправданы, следует придерживаться таких условий:

  • ставить качественную газовую систему проверенного бренда;
  • доверить монтаж оборудования лицензированной компании (наличие сертификатов, официальная гарантия, последующее техобслуживание);
  • регулярно проходить технический осмотр. Нулевое ТО после установки системы необходимо проходить через 1-1,5 тысячи километров пробега, а затем проверять машину каждые 10 000 – 15 000 км пробега (зависит от оборудования).

Производители гбо разбивают мультиклапаны на классы или поколения.

Рассмотрим конструкционные особенности каждого из них:

  1. Класс B – устаревшее поколение газовых мультиклапанов. В мультиклапанах данного класса практически нет никаких элементов защиты и безопасности. Практически все известные производители газобаллонного оборудования, на сегодняшний день, отказались от производства мультиклапанов класса В, но на просторах Украины они все еще могут встречаться.

  2. Класс A – мультиклапан наиболее популярен и востребован на нашем рынке. Давайте на его примере рассмотрим конструкцию мультиклапана:

        — корпус;

        — заборная трубка;

        — поплавок;

        — входное отверстие газа;

        — выходное отверстие газа;

        — запорный вентиль (принудительно перекрывает подачу газа из баллона гбо);

        — уплотнительное резиновое кольцо;

        — скоростной клапан на выходном отверстии – снижает поток газа из баллона при обрыве магистрали;

      — клапан сброса избыточного давления – при испарении и расширении газа в баллоне, давление повышается и, при достижении 25 BAR, часть его «стравливается» из баллона. При внутреннем расположении баллона гбо, необходимо        обеспечить выход газа на улицу:

       * цилиндрический баллон – применяется венткоробка, сапуны, вентиляционная гофра;

       * тороидальный внутренний баллон – делается отверстие в днище под вентиляционный сапун, а также герметично устанавливается верхняя крышка.

      — датчик уровня механический или посадочное место под такой датчик.

     3. Класс E – конструкция полностью соответствует мультиклапанам класса А, а также имеет в конструкции:

     — плавкий (пожарный, температурный) предохранитель (клапан). При возникновении пожара под воздействием температуры он плавится и открывает доступ к выходу небольшого потока газа, который медленно выгорает. Таким образом, снижаются риски вспыхивания и взрыва большого объема газа под давлением;

     — запорный клапан с электронной катушкой –главная отличительная конструкционная особенность данного класса. При запуске системы ГБО, на катушку подается напряжение, клапан открывается и начинается подача газа. При выключении питания – клапан перекрывает подачу газа и он из баллона уже никуда не денется, даже если повреждена магистральная трубка. Это очень важный момент безопасности, особенно если автомобиль часто находится в закрытых помещениях;

      — В мультиклапанах под тороидальные баллоны гбо Tomasetto есть дополнительная трубка от клапана сброса. Ее основная функция — при «стравливании» избыточного давления полностью устранить возможность выброса газа в жидком виде.

        Мультиклапаны класса Е на сегодняшний день являются самыми усовершенствованными и безопасными!

Как это работает? Принцип работы мультиклапана гбо:

  1. Заправка: газ от заправочного устройства (сокращенно ВЗУ) поступает по трубке через входное отверстие мультиклапана в газовый баллон. По мере заполнения баллона, поплавок поднимается и в определенный момент срабатывает отсечка, на этом этапе заправка газа прекращается.

  2. Подача газа: после включения газовой системы и открытия клапана (или клапанов) газа, газ под давлением начинает выходить через заборную трубку мультиклапана гбо, и по магистральной трубке подается в подкапотное пространство к газовому редуктору.

Чем комплектуются мультиклапаны гбо:

  1. Крепежные элементы для крепления мультиклапана к газовому баллону, а также дополнительный крепеж для соединения трубок с мультиклапаном гбо;

  2. Проводка (поставляется только для мультиклапанов класса Е с катушкой);

  3. Мультиклапаны гбо могут поставляться с внешним заправочным устройством (ВЗУ) или без него;

  4. Механический датчик уровня газа (может отсутствовать);

  5. В комплект с наружными мультиклапанами гбо могут идти защитные протекторы. В последнее время, все наружные мультиклапаны Tomasetto класса Е комплектуются защитными протекторами, которые защищают мультиклапаны от воздействия окружающей среды.

Итак, мы рассмотрели главные вопросы, связанные с подбором мультиклапана гбо

Полагаем, вы получили полное представление о работе, подборе и установке такого важного элемента газовой системы, как мультиклапан. Помните, правильный подбор оборудования, грамотная консультация и профессиональный монтаж – вот залог исправной и успешной работы не только ГБО, но и автомобиля в целом.

Как работает ГБО 2

Сжиженный пропан-бутан проходит через мультиклапан по расходной магистрали. Как только водитель переключит кнопку на газовое горючее, электрический клапан откроет путь к редуктору-испарителю. Газовое топливо через дозатор и смеситель направится в двс.

Разница с принципом работы ГБО 1 в том, что кнопкой выбора топлива, которая оснащена электроникой, производится пуск автомобиля на газе без дополнительных действий со стороны водителя.

Если двигатель не запустится в течение какого-то времени, электроника закроет подачу газа на редуктор. Светодиоды-индикаторы на пульте переключения топлива ГБО об этом просигнализируют. Фактически произойдёт обесточивание газового электроклапана. Для следующего запуска автомобиля следует переключить газовое топливо на бензин, либо выключить зажигание, и вновь включить.

Пульт переключателя вида топлива позволяет нажатием кнопки перейти автомобилю на газ с бензина автоматически при достижении определённого количества оборотов. Это правило действует при установке гбо 2 поколения на инжектор.

Во втором поколении газобаллонного оборудования кнопки, ответственные за переход с бензина на газ, отличаются у инжекторных и карбюраторных систем. При эксплуатации автомобиля на газовом горючем, кнопке-переключателю находят применение при контроле за работой двигателя. Работа оборудования на газовой смеси основана на подаче импульсов, которые создаёт система зажигания.

Период времени, когда откроется газовый клапан при запуске двигателя, либо пока не наберётся нужная частота оборотов, при которых произойдёт переход на газ, выставляют на пульте переключения топлива.

При температуре ниже 10 градусов тепла, перед тем как двигатель начнёт работать на газовом горючем, следует прогреть мотор на бензине в штатном режиме.

Переход на газ осуществляют при достижении температуры охлаждающей жидкости около 40 градусов выше нуля. Итальянское ГБО Ловато 2 поколения адаптировано к российскому климату, оборудовано защитой от влажности и механических повреждений.

Модели

На данный момент у итальянского производителя существует 4 наиболее распространенных комплекта для газового оборудования 4 поколения. Эти комплекты отличаются по мощности, быстродействию, и цене.

В состав каждого комплекта входят:

  1. Редуктор.
  2. Газовый ЭБУ.
  3. Фильтр тонкой очистки.
  4. Датчик давления или МАП сенсор.
  5. Форсуночная рейка.
  6. Кнопка переключения вида топлива газ/бензин.

Lovato E-GO

  • Данный комплект подходит для бюджетных автомобилей с двигателем мощностью до 160 л.с.
  • Комплектуется редуктором RGJ-3.2L.
  • ЭБУ имеет относительно слабый 32 битный процессор E-GO.
  • В состав комплекта входят бюджетные форсунки Lovato EP, и простой газовый фильтр тонкой очистки.
  • Датчик давления без разряжения.
  • Стоимость комплекта без установки около $190.

SMART ExR

  • Комплектуется редуктором RGJ-3.2L.
  • ЭБУ оснащен более мощным 64 битным процессором SMART ExR.
  • Комплект имеет газовый фильтр FSU P-T-MAP с отстойником.
  • Форсунки EP. Комплект состоит из 2 рамп по 2 форсунки в каждой.
  • Датчик давления без разряжения.
  • Стоимость комплекта без установки около $200.

SMART ExR со скоростными форсунками KP

  • Редуктор RGJ-3.2L.
  • ЭБУ с 64 битным процессором SMART ExR.
  • Комплект имеет газовый фильтр FSU P-T-MAP с отстойником.
  • Форсунки KP являются основным отличием от предыдущего комплекта. Комплект состоит из 2 рамп по 2 форсунки в каждой.
  • Датчик давления с датчиком разряжения. Подходит для установки на турбированные двигатели.
  • Стоимость комплекта без установки около $250.

EASY FAST C-OBDII 4/6/8

Топовый комплект оборудования итальянского производителя. В зависимости от цифры в конце названия может устанавливаться на 4, 6 или 8 цилиндров. Отличается более современным ЭБУ, который в процессе езды самообучается и подстраивается под стиль езды водителя. Не выходя при этом за рамки установленных мастером настроек.

  • Редуктор RGJ-3.2L.
  • ЭБУ с 64 битным процессором C-OBDII .
  • Комплект имеет газовый фильтр FSU P-T-MAP с отстойником.
  • Форсунки KP.
  • Датчик давления с датчиком разряжения. Подходит для установки на турбированные двигатели.
  • Стоимость комплекта для 4 цилиндров без установки около $270, для 6 цилиндров — $400 .

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий