Инструкция по сигнализации на железных дорогах российской федерации (часть 2)

Сигналы светофоров на ЖД бывшего СССР

Выходной светофор на участке с , показывающий зелёный и лунно-белый огни

Выходной светофор с маршрутным указателем направления. Включены жёлтый сигнал светофора и направление на маршрутном указателе (движение на развязку с пересечением главного пути)

  • Зелёный — разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт. При трёхзначной автоблокировке означает свободность двух и более блок-участков, при четырёхзначной — трёх и более);
  • Жёлтый — разрешается движение с готовностью остановиться (впереди свободен один БУ), следующий светофор закрыт (локомотивные устройства при использовании АЛСН допускают движение после проследования жёлтого огня со скоростью не более 50–60 км/ч — в зависимости от местных инструкций);
  • Красный — Стой! Проезд запрещён.
  • Жёлтый с зелёным — применяется при 4-значной АБ, промежуточное показание между зелёным и жёлтым, означает свободность впереди двух блок-участков.
  • Два жёлтых (ЖЖ) — разрешается движение с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт (красный).
  • Два жёлтых, из них верхний мигающий (ЖмЖ) — разрешается движение с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.
  • Жёлтый мигающий — разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор сигнализирует об отклонении по стрелочному переводу.
  • Зелёный мигающий, жёлтый и зелёная светящаяся полоса (ЗСП) — разрешается следование со скоростью до 80 км/ч с отклонением по стрелочному переводу с пологой крестовиной марки 1/18, следующий светофор открыт.
  • ЖмЖ и ЗСП — разрешается следование со скоростью до 80 км/ч, следующий светофор требует проследования его с уменьшенной скоростью (ЖЖ или ЖмЖ).
  • ЖЖ и ЗСП — разрешается следование со скоростью до 60 км/ч и готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Встречаются участки, где на перегонах отсутствуют проходные светофоры и как средство сигнализации используется Автоматическая локомотивная сигнализация (в этом случае она называется АЛСО). Выходными светофорами на таких участках подаются сигналы:

  • Зелёный и лунно-белый — впереди свободны два или более БУ.
  • Жёлтый и лунно-белый — впереди свободен один БУ.
  • Лунно-белый — разрешается производить манёвры.
  • Синий — запрещается производить манёвры.

Повторительный светофор

Повторительные светофоры устанавливаются на станции и служат при оповещении о показании выходного, маршрутного или горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается.

Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.

Если на пути отправления имеется повторительный светофор группового, то отправление поезда с этого пути ( до выходного светофора) производится по показанию повторительного светофора.

Разъединение тормозных ко метров вперед и назад.

Надвиг состава на горку из парка прибытия производится по надвижным путям до горочного светофора по показаниям маневровых и повторительных светофоров. При наличии двух надвижных путей очередной состав может надвигаться параллельно с роспуском другого состава по второму пути так, как показано на рис. 63, а. При параллельном и попутном надвиге составов значительно сокращается время между окончанием роспуска предыдущего и началом роспуска следующего состава.

Отправление поездов при наличии групповых выходных ( маршрутный) светофоров, если пути отправления не оборудованы повторительными светофорами, производится по разрешающему показанию выходного светофора и маршрутному указателю, показывающему цифрой зеленого цвета номер того пути, с которого разрешается отправление поезда.

Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора ( или выходного) нельзя зажечь зеленый огонь, порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР.

В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных светофорах, расположенных в середине путей парка приема, вместо красного огня может устанавливаться синий.

Если на пути отправления имеется повторительный светофор группового, то отправление поезда с этого пути ( до выходного светофора) производится по показанию повторительного светофора.

Когда стоящий перед повторительным светофо-ром пассажирский поезд отправляют при запрещающем показании выходного ( маршрутного) светофора, вручаемое машинисту разрешение на отправление со станции является одновременно и разрешением на проследование негорящего повторительного светофора.

Для лучшей передачи сигналов при роспуске длинносоставных поездов, кроме основного горочного светофора, перед горбом горки устанавливаются для каждого пути надвига по одному трехзначному предгорочному светофору, а на расстоянии 300 м от них — повторительные светофоры ( фиг.

Для сигнализации при надвиге вагонов на горку и роспуске составов применяют горочные светофоры, устанавливаемые перед вершиной горки, и повторительные — для дополнительной сигнализации, устанавливаемые в выходной горловине парка приема и на путях надвига. Повторительные светофоры могут быть заменены устройствами локомотивной сигнализации.

Если на путях, по которым пропускают безостановочно или отправляют поезда от пассажирских платформ, не обеспечена видимость выходных сигналов из-за кривых участков или они загорожены зданиями, устанавливают повторительные сигналы. Погасший повторительный светофор сигнального значения не имеет.

Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора ( или выходного) нельзя зажечь зеленый огонь, порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР.

В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных светофорах, расположенных в середине путей парка приема, вместо красного огня может устанавливаться синий.

Комментарии к пункту 6.8

Для регулирования движения трамваев, а также иных маршрутных транспортных средств (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси), движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Остальные транспортные средства обязаны руководствоваться сигналами обычных транспортных светофоров.

Движение в местах, где установлены светофоры с сигналами бело-лунного цвета, разрешено только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых:

левый разрешает движение налево;
средний — движение прямо;
правый — движение направо.
Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

При одновременном движении с безрельсовыми транспортными средствами трамвай всегда имеет преимущество. Поэтому:

если рассматриваемый светофор разрешает движение одновременно трамваю и маршрутному безрельсовому транспортному средству, то водитель последнего уступает трамваю;
если для трамвая сочетание сигналов Т-образного светофора, разрешающего ему движение в необходимом направлении, ещё не включено, то безрельсовый транспорт может проехать первым.
Примечание: специальный светофор с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета включается в общую схему управления всеми светофорами на данном перекрестке, и водитель маршрутного транспортного средства может ориентироваться по его сигналам, будучи уверенным, что проезд на разрешающий сигнал безопасен (отсутствует «конфликт» с другими транспортными средствами).

Советы к пункту 6.8

если нижняя секция бело-лунного светофора включена, то разрешенные направления движения для маршрутных ТС вычисляются очень легко. Стрелка, мысленно образующаяся между НИЖНЕЙ и включенной ВЕРХНЕЙ секцией, указывает конкретное разрешенное направление. В случае, если нижняя секция выключена ни одна из стрелок не получается, а следовательно, движение запрещено во всех направлениях.

Задача к пункту 6.8

Обязан ли водитель автомобиля уступить дорогу трамваю, прежде чем продолжить движение прямо?

1 – не обязан
2 – обязан

Решение :: Движение трамваев в данном случае регулируется отдельным светофором одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы Т. Поворот направо трамваю разрешен только при включении одновременно нижнего и правого верхнего сигналов (пункт 6.8 Правил).

Ответ: 1

Заградительный светофор

Светофор автоматической переездной сигнализации.| Заградительный светофор.

Заградительные светофоры устанавливают с правой стороны железнодорожного пути на расстоянии не менее 15 и не более 800 м от переезда. Заградительные светофоры в случае остановки или аварии автотранспорта на переезде включает в действие дежурный по переезду нажатием кнопки.

Заградительные светофоры требуют остановку при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станции.

Заградительные светофоры и предупредительные к ним, устанавливаемые на перегонах перед переездами для поездов, следующих по неправильному пути, могут располагаться и с левой стороны по направлению движения.

Заградительными светофорами подается сигнал одним красным огнем: Стой. Красные огни на заградительных светофорах дежурный по переезду включает нажатием кнопки на щитке управления. Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.

Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь — Стой.

В качестве заградительных светофоров могут использоваться входные, выходные, проходные и маршрутные светофоры.

На переездах с автоматическими шлагбаумами, заградительными светофорами и оповестительной сигнализацией проверяют наличие схем этих устройств и инструкции по управлению устройствами, исправность системы сигнализации и ящика с кнопочным управлением, опломбирование кнопок, умение дежурных пользоваться кнопками согласно инструкции, наличие Журнала осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи и ведение в нем записей, соблюдение сроков проверок этих устройств совместно с работниками службы СЦБ и связи и устранения обнаруживаемых дефектов.

На охраняемых переездах автоматические шлагбаумы дополняют заградительными светофорами. Включает их дежурный по переезду, если возникает препятствие для движения поезда. В качестве заградительных можно использовать проходные, выходные и маршрутные светофоры, если с места их установки виден переезд.

Схема установки заградительных светофоров.

При интенсивном движении поездов переездная сигнализация дополняется заградительными светофорами, которые устанавливают со стороны подхода поездов на расстоянии не менее 15 м от настила переезда, а предупредительные — не менее 1000 м перед ними. На ряде двухпутных и многопутных линий с интенсивным движением поездов предусмотрена двусторонняя автоблокировка на каждом пути. Во время больших путевых работ и плановой регулировки потоков поездов может быть организовано левостороннее движение, даже если путь и не оборудован двусторонней автоблокировкой. На переездах таких участков заградительные светофоры устанавливают в обоих направлениях с правой стороны по ходу поездов. Также с левой стороны разрешается устанавливать светофоры ( входные и проходные) при организации двустороннего движения на двухпутных перегонах в случаях и порядком, установленным МПС. Это относится к организации временного двустороннего движения поездов по одному из путей, когда другой закрывается на капитальный ремонт.

Для неавтоматического управления переездными светофорами, автоматическими шлагбаумами и заградительными светофорами имеется специальный шиток, установленный на наружной стороне будки дежурного по переезду. На неохраняемых переездах, расположенных на перего — нах и станциях, применяют автоматическую светофорную Сигнализацию с зеленым огнем, а ограждение со стороны подхода поездов на предусматривается.

При внезапном возникновении на переезде препятствия независимо от того, включен заградительный светофор ( стр. Принимают меры к остановке в случаях, когда на локомотивном светофоре появится красный сигнал, когда будет замечена горящая красным огнем факел-свеча при любом показании локомотивного светофора.

В необходимых случаях на подходах железнодорожных путей к охраняемым переездам устанавливаются заградительные светофоры, с помощью которых дежурный по переезду подает сигнал остановки при возникновении на переезде препятствия для движения поездов.

Все охраняемые переезды, расположенные на участках автоблокировки, независимо от наличия заградительных светофоров оборудуются устройствами для переключения ближайших к переездам светофоров автоблокировки на запрещающие показания при возникновении на переездах препятствий для движения поездов.

Маневровые светофоры

Маневровыми
светофорами подаются сигналы:

один
лунно-белый огонь

– «Разрешается движение маневровому
составу» (рис.5.21);

один
синий огонь

– «Стой! Запрещается маневровому
составу проследовать светофор»
(рис.5.22)

Рис.
5.21 Рис. 5.22

На
станциях с электрической централизацией
стрелок и сигналов на маневровых
светофорах в необходимых случаях может
применяться сигнал два
лунно-белых огня

– «Разрешается движение маневровому
составу до следующего светофора; путь,
ограждаемый этим светофором, свободен».

Разрешение
на маневровые передвижения может
подаваться входными, выходными и
маршрутными светофорами одним
лунно-белым огнем

при погашенном красном огне.

На
станциях однопутных линий, а также
двухпутных, оборудованных автоматической
блокировкой для двустороннего движения,
на маневровом светофоре, расположенном
на мачте входного светофора со стороны
станции, может применяться сигнал один
лунно-белый огонь

– «Разрешается выход маневрового
состава за границу станции».

Там,
где нет поездного движения, на маневровых
светофорах в необходимых случаях вместо
синих могут применяться красные огни.

При
отсутствии на станции маневровых
светофоров проезд выходных и маршрутных
светофоров с красным огнем при маневрах
разрешается дежурным по станции или по
его указанию руководителем маневров
лично, по радиосвязи, устройствам
двусторонней парковой связи или по
сигналу, подаваемому ручным сигнальным
прибором.

Приведенный
порядок работы указывается в
техническо-распорядительном акте
станции.

2)Классификация светофоров

• Светофоры
в свою очередь в зависимости от назначения
подразделяются на входные, ограждающие
станции со стороны прилегающих перегонов
и разрешающие или запрещающие поезду
следовать на станцию; выходные, разрешающие
или запрещающие поезду отправляться
со станции на перегон; проходные,
расположенные на перегоне и разрешающие
или запрещающие поезду следовать на
ограждаемые ими участки; маршрутные,
разрешающие или запрещающие поезду
следовать из одного района станции в
другой; сигналы прикрытия, ограждающие
места одноуровневых пересечений железных
дорог с другими железными дорогами,
трамвайными путями и троллейбусными
линиями, а также разводные мосты. Кроме
того, бывают светофоры предупредительные,
маневровые, горочные, заградительные,
повторительные и локомотивные.

Заградительный светофор

Светофор автоматической переездной сигнализации.| Заградительный светофор.

Заградительные светофоры устанавливают с правой стороны железнодорожного пути на расстоянии не менее 15 и не более 800 м от переезда. Заградительные светофоры в случае остановки или аварии автотранспорта на переезде включает в действие дежурный по переезду нажатием кнопки.

Заградительные светофоры требуют остановку при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станции.

Заградительные светофоры и предупредительные к ним, устанавливаемые на перегонах перед переездами для поездов, следующих по неправильному пути, могут располагаться и с левой стороны по направлению движения.

Заградительными светофорами подается сигнал одним красным огнем: Стой. Красные огни на заградительных светофорах дежурный по переезду включает нажатием кнопки на щитке управления. Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.

Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь — Стой.

В качестве заградительных светофоров могут использоваться входные, выходные, проходные и маршрутные светофоры.

На переездах с автоматическими шлагбаумами, заградительными светофорами и оповестительной сигнализацией проверяют наличие схем этих устройств и инструкции по управлению устройствами, исправность системы сигнализации и ящика с кнопочным управлением, опломбирование кнопок, умение дежурных пользоваться кнопками согласно инструкции, наличие Журнала осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи и ведение в нем записей, соблюдение сроков проверок этих устройств совместно с работниками службы СЦБ и связи и устранения обнаруживаемых дефектов.

На охраняемых переездах автоматические шлагбаумы дополняют заградительными светофорами. Включает их дежурный по переезду, если возникает препятствие для движения поезда. В качестве заградительных можно использовать проходные, выходные и маршрутные светофоры, если с места их установки виден переезд.

Схема установки заградительных светофоров.

При интенсивном движении поездов переездная сигнализация дополняется заградительными светофорами, которые устанавливают со стороны подхода поездов на расстоянии не менее 15 м от настила переезда, а предупредительные — не менее 1000 м перед ними. На ряде двухпутных и многопутных линий с интенсивным движением поездов предусмотрена двусторонняя автоблокировка на каждом пути. Во время больших путевых работ и плановой регулировки потоков поездов может быть организовано левостороннее движение, даже если путь и не оборудован двусторонней автоблокировкой. На переездах таких участков заградительные светофоры устанавливают в обоих направлениях с правой стороны по ходу поездов. Также с левой стороны разрешается устанавливать светофоры ( входные и проходные) при организации двустороннего движения на двухпутных перегонах в случаях и порядком, установленным МПС. Это относится к организации временного двустороннего движения поездов по одному из путей, когда другой закрывается на капитальный ремонт.

Для неавтоматического управления переездными светофорами, автоматическими шлагбаумами и заградительными светофорами имеется специальный шиток, установленный на наружной стороне будки дежурного по переезду. На неохраняемых переездах, расположенных на перего — нах и станциях, применяют автоматическую светофорную Сигнализацию с зеленым огнем, а ограждение со стороны подхода поездов на предусматривается.

При внезапном возникновении на переезде препятствия независимо от того, включен заградительный светофор ( стр. Принимают меры к остановке в случаях, когда на локомотивном светофоре появится красный сигнал, когда будет замечена горящая красным огнем факел-свеча при любом показании локомотивного светофора.

В необходимых случаях на подходах железнодорожных путей к охраняемым переездам устанавливаются заградительные светофоры, с помощью которых дежурный по переезду подает сигнал остановки при возникновении на переезде препятствия для движения поездов.

Все охраняемые переезды, расположенные на участках автоблокировки, независимо от наличия заградительных светофоров оборудуются устройствами для переключения ближайших к переездам светофоров автоблокировки на запрещающие показания при возникновении на переездах препятствий для движения поездов.

Классификация

Повторительный светофор в России

Виды светодиодных светофоров

Специфически светодиодные

Похожи на уличные светодиодные светофоры. В них каждый сигнальный комплект представляет собой плоскую матрицу со светодиодами, фокусировка луча происходит для каждого светодиода отдельно встроенной в светодиод линзой. Достоинства такого светофора — очень хорошая устойчивость к разбиванию сигнальных комплектов хулиганами, так как матрица защищена каким-либо прочным прозрачным материалом, резкость и чёткая видимость показаний начиная со средних расстояний — оба достоинства особенно ценны в городе. Также в некоторых случаях (в случае крутых кривых) достоинством является, безусловно, довольно широкий угол видимости — в других случаях это скорее недостаток. Основной же недостаток такой конструкции — безусловно, раздражающий и часто даже слепящий эффект матрицы на близких расстояниях — обратная сторона особо чёткой видимости на средних расстояниях. Это зависит не только и не столько от числа светодиодов и суммарной яркости луча, сколько от диаметра линзы и соответственно яркости видимого диска каждого светодиода — при увеличении диаметра линз вплоть до их смыкания между собой этот нежелательный эффект исчезает.

Линзовые

Подобны ламповым линзовым светофорам, и отличаются от них принципиально только тем, что все их линзы бесцветны. Это могут быть как специально разработанные линзовые комплекты для светодиодов, так и обычные ламповые линзовые светофоры, в которых вместо лампы установлен замещающий светодиодный комплект, испускающий в целом свет в широкий сектор, покрывающий всю площадь линзы, а вместо цветной линзы — бесцветная. Такие светофоры от ламповых отличаются только оттенком цвета, характером мигания и в некоторой степени — углом расхождения луча — из-за отличия эффективных размеров собственно источника света.
Такой светофор, конечно, не отличается от лампового стойкостью к хулиганам, но весьма экономичен и практически не требует обслуживания, кроме мытья загрязнённых и запылённых линз (в то время как срок службы постоянно горящих ламп в светофорах всего около 2000 ч).

Расположение

По расположению светофоры различают мачтовые, то есть имеющие собственную мачту, подвесные или консольные, то есть установленные на какой-либо конструкции над путями, карликовые, то есть расположенные на небольшой высоте над землёй, как правило, на бетонном блоке или низком столбике, а также тоннельные, закреплённые на стене тоннеля. Изредка встречаются и какие-либо особые способы крепления светофоров. Карликовые светофоры дешевле, а также из-за своих габаритов требуют меньшего расстояния между путями, что позволяет часто выиграть несколько метров в длинах путей. Но в целом принято считать, что они обладают несколько худшей видимостью, могут быть перекрыты ходящими по путям людьми, заметены снегом и т. д. Однако при прохождении железной дороги в освещённой городской застройке ночью часто как раз высоко расположенные светофоры оказываются хуже видимыми.

Форма щита

Входные светофоры с головками старого типа (с округлыми щитами) и нового (с прямоугольными)

Характерной чертой железнодорожных светофоров (кроме большинства стеснённых негабаритами карликовых и тоннельных) является наличие очень больших по сравнению с диаметром огней фоновых щитов, практически всегда чёрных, иногда с каймой иного цвета. Часто форма щита каким-либо образом указывает на тип светофора или особенности его значения. Также для таких целей часто используется раскраска мачты. В России формой щита (ромб или квадрат, повёрнутый диагональю вертикально, в отличие от щитов другой формы — круглых, прямоугольных, овальных) отличаются только повторительные и заградительные светофоры, причём последние также отличаются чёрно-белой спирально-полосатой окраской мачты. Также для линзовых светофоров России, а в ещё большей степени для старых линзовых светофоров до 80-х годов выпуска характерны весьма длинные козырьки над каждым линзовым комплектом.

Назначение

Предупредительный предвходной светофор нечётного направления на горочный парк «А» станции (включены жёлтый и жёлтый мигающий) с пригласительным сигналом (нижний круглый бело-лунный, не включен) перед двухпролётным путепроводом над автомобильной дорогой

По назначению различают несколько видов светофоров, при этом функционально некоторые из них могут совмещаться в одном светофоре:

поездные
  • входные
  • выходные
  • маршрутные
  • проходные
  • прикрытия
  • предупредительные
  • повторительные
  • заградительные
маневровые
горочные
  • основные
  • повторительные
въездные/выездные
технологические
локомотивные

Видимость сигналов

Световой
сигнальный поток путевого светофора,
несущий информацию, должен четко и
надежно восприниматься человеком.
Правила технической эксплуатации
железных дорог устанавливают нормы
видимости сигналов. Красные, желтые и
зеленые сигнальные огни входных,
проходных и заградительных светофоров
на прямых участках пути должны быть
днем и ночью отчетливо различимы в
кабине управления локомотива приближающего
поезда на расстоянии не менее 1000 м.

На
кривых участках показания этих светофоров
должны быть отчетливо различимы на
расстоянии не менее 400 м.

В
сильно пересеченной местности (горы,
глубокие выемки) допускается видимость
перечисленных сигналов на расстоянии
менее 400 м, но не менее 200 м.

Сигналы
выходных и маршрутных светофоров главных
путей должны быть отчетливо различимы
на расстоянии не менее 400 м, выходных и
маршрутных светофоров боковых путей,
а также маневровых светофоров – на
расстоянии не менее 200 м.

Видимость сигнальных
огней светофоров периодически проверяется.
Проверку осуществляет электромеханик
совместно с электромонтером в дневное
время с пути после каждой замены
светофорных ламп. Видимость пригласительного
сигнала проверяется 1 раз в месяц при
месячном осмотре.

Старший
электромеханик 1 раз в месяц с локомотива
совместно с машинистом проверяет дневную
видимость светофоров и зеленых светящихся
полос по главным путям перегонов и
станций, а результаты проверки видимости
оформляет актом.

Светофоры прикрытия и заградительные

7.1. Светофорами
прикрытия подаются сигналы:

один
зеленый огонь

– «Разрешается движение с установленной
скоростью»;

один
красный огонь

– «Стой! Запрещается проезжать
светофор».

В
пределах станции на светофорах прикрытия
могут применяться маневровые сигналы:

один
лунно-белый огонь –

Разрешается
движение с установленной скоростью”;

один
синий огонь – “
Стой!
Запрещается проезжать светофор

Порядок
проследования светофоров прикрытия в
пределах станции определяется местной
инструкцией.

7.2. Заградительными
светофорами подается сигнал:

один
красный огонь

– «Стой! Запрещается проезжать
светофор» (рис.5.13).

Предупредительными
светофорами перед заградительными
подается сигнал:

один
желтый огонь

— «Разрешается движение с готовностью
остановиться; основной заградительный
светофор закрыт» (рис.5.14).

Нормально
сигнальные огни заградительных светофоров
и предупредительных к ним не горят

(рис.5.15),
и в этом положении светофоры сигнального
значения не имеют.

Рис.5.13
Рис. 5.14 Рис.5.15

Мачты
заградительных и предупредительных
светофоров имеют отличительную окраску
чередующиеся
черные и белые наклонные полосы
.

Особенности

По эксплуатационным свойствам основное отличие типичного железнодорожного светофора от большинства светофоров на автомобильных дорогах (уличных) — гораздо более узкая направленность основного луча (в России и постсоветском пространстве — обычно угол расхождения около 3°), поскольку в большинстве случаев показание светофора предназначено только для машиниста подвижного состава, находящегося на каком-то одном участке пути. Также отличие заключается в том, что однозначное восприятие показания светофора на железной дороге должно происходить на больших расстояниях — порядка 0,8-1,5 км, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах одного огня.

Как правило, в любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов очень ограничено — как правило, от трёх до шести (причём шесть — уже на пределе возможностей человека по восприятию цветов в достаточно сложных условиях видимости), поэтому, как правило, использование только одного огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным. На железных дорогах мира применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (и часто также миганием), либо как цветами, так и расположением, причём системы сигнализации могут быть как простыми, так и очень сложными для изучения и восприятия.

Например, в России, основное значение имеет цвет огней и мигание, а также определено их относительное взаимное положение; при этом все огни светофора, горящие одновременно, располагаются всегда на одной вертикальной линии.
Цвета, применяемые в светофорной сигнализации России, называются так: красный, жёлтый, зелёный, лунно-белый, синий. В системах, образовавшихся на базе французской, выделяют фиолетовый цвет; также в некоторых системах фактически жёлтый огонь называют оранжевым.

Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются сигналы:

  • один зелёный огонь — “Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт”;
  • один желтый огонь—“Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт”;
  • один красный огонь—“Стой! Запрещается проезжать сигнал”;
  • один жёлтый мигающий огонь — “Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью”;
  • два жёлтых огня, из них верхний — мигающий, — “Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт”;
  • два желтых огня — “Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор закрыт”.

Светофор — прикрытие

Светофоры прикрытия, используются для ограждения мест пересечений железных дорог в одном уровне другими железными дорогами, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником.

Схема установки сигналов прикрытия при сплетении путей.

Светофоры прикрытия устанавливают с двух сторон от сплетения линий ( рис. 75) на расстоянии 50 м от предельного столбика. Перед светофорами прикрытия на расстоянии тормозного пути, но не менее чем за 1000 м размещают предупредительные светофоры. Нормальное положение светофоров прикрытия — запрещающее, их повторители сигнализируют желтым огнем. При автоматической или полуавтоматической блокировке в месте сплетения открывают пост с электрической зависимостью светофоров прикрытия, не позволяющей одновременно открыть их.

Нормальное показание светофоров прикрытия устанавливается начальником дороги.

Нормальное показание светофоров прикрытия зависит от местных условий. Начальник дороги, например, при пересечении в одном уровне двух железнодорожных линий может установить показание светофоров прикрытия для преимущественного направления открытым, а для второстепенного — закрытым.

Об установке этих светофоров прикрытия объявляется приказом начальника дороги, и в этом случае предупреждения на поезда не выдаются.

Схема установки сигналов прикрытия при сплетении путей.

На разводных мостах открытие светофоров прикрытия должно быть возможно только при наведенном положении моста.

Перед всеми входными и проходными светофорами и светофорами прикрытия должны устанавливаться предупредительные светофоры. На участках, оборудованных автоблокировкой, каждый проходной светофор является предупредительным по отношению к следующему светофору.

Схема установки сигналов прикрытия при сплетении путей.

При пересечениях в одном уровне и сплетениях линий светофоры прикрытия должны иметь такую взаимозависимость, при которой открытие одного из них было бы возможно только при запрещающих показаниях враждебных сигналов.

Схема установки сигналов прикрытия при сплетении путей.

При пересечении железнодорожных линий в одном уровне пост обслуживает светофоры прикрытия на четырех подходах.

Предупредительные светофоры заблаговременно предупреждают о показании входного, проходного, заградительного светофоров или светофоров прикрытия. Они устанавливаются от основных светофоров на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при экстренном торможении и максимально реализуемой скорости.

Схема установки сигналов прикрытия при сплетении путей.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий