Следует ли выжимать сцепление при старте двигателя?

Зачем выжимать педаль сцепления при запуске двигателя?

Причина именно в облегчении запуска мотора. Особенно это ощутимо зимой, когда автомобиль стоит на улице или в неотапливаемом гараже и моторное масло густеет от низкой температуры, а также в случае проблем с аккумулятором или генератором.

Когда водитель поворачивает ключ зажигания, стартер начинает раскручивать маховик коленвала, но если не рассоединить трансмиссию и двигатель, крутить ему придется еще и вал коробки передач со всеми ее шестернями. В условиях низкой температуры или неисправности АКБ эта дополнительная нагрузка ни к чему: без связи с КПП двигатель быстрее прогреет и прокачает масло и начнет работать в обычном режиме. Для этого достаточно выжать сцепление перед запуском мотора и подержать около 10 секунд.

Говоря о выжимании педали сцепления в течение определенного времени, стоит снова вспомнить тех же авторов и их статьи в автоблогах. В большинстве из них находим «страшилки» об износе выжимного подшипника и даже подшипника коленвала от длительных нагрузок на сцепление. Есть информация, что от запуска с выжатым сцеплением быстро разрушались подшипники у старых автомобилей (очевидно, шариковые), а у более современных (с гидравлическими подшипниками) такой проблемы нет. Откуда растут ноги у этих историй и почему иные писатели даже не видят разницы между выжимным и подшипником коленчатого вала, – вопросы дельные, но не основные. Интересно, например, как выжатое сцепление, то есть отсоединение коробки от мотора может повлиять на подшипник коленвала, который будет крутиться независимо от трансмиссии?

Виды и приемы торможения автомобиля

Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Advertisement

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Advertisement

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль  сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

Если нужно немного сбросить скорость…

В некоторых случаях водителю требуется не остановить автомобиль, а всего лишь немного сбросить скорость. Например, при перестроении из одной полосы дорожного потока в другую. Алгоритм действий здесь такой же, как и при полной остановке автомашины на прямом участке дороги. Разница состоит лишь в том, что при сбросе скорости не следует допускать полной остановки авто, а главное – не дать заглохнуть двигателю.

Для этого при включённой скорости начинаем лёгкими плавными движениями притормаживать машину. Дожидаемся, когда обороты данного рабочего хода упадут до минимальных показателей. И лишь после этого отжимаем педаль сцепления и переключаемся на нижнюю передачу. Если при этом скорость всё ещё оказывается чересчур высокой для выполнения манёвра, повторяем всю процедуру торможения заново, до переключения на ещё более низкую передачу.

Аргументы «против»

Противники выжима сцепления аргументируют свою позицию, главным образом, тем, что регулярный выжим педали может сопровождаться повышенным износом подшипника коленвала в механизме сцепления. Это обусловлено тем, что при длительном нахождении машины в простое с подшипника стекает масло, и его резкое задействование характеризуется повышенным износом.

Более того, изношенный подшипник сцепления, как отмечают автолюбители, может начать работать с люфтом, который сопровождается передачей вибрации на соседние механизмы (что может, в свою очередь, привести к их повреждению).

Как тронуться с места на автомобиле с МКПП

Вероятно, самая пугающая часть процесса обучения вождению машины на механике – это начало движения на первой передаче. Вам понадобится некоторое время, чтобы понять, как лучше отпускать сцепление и нажимать на газ, чтобы поймать тот самый оптимальный момент и начать движение.

Практиковаться лучше на пустой стоянке. Покрытие должно быть ровным, наличие каких-либо иных транспортных средств поблизости крайне нежелательно. Желательно, чтобы на переднем пассажирском кресле находился человек, который четко понимает и умеет правильно ездить на механике.

Нажмите на педали сцепления и тормоза, после чего запустите двигатель. Чтобы завести автомобиль с механической коробкой всегда нажимайте сцепление ещё до того как будете включать зажигание. Хотя держать правую ногу на педали тормоза при запуске мотора в машине на механике необязательно (как это делают в автомобилях с автоматической трансмиссией), эта привычка вам не помешает.

Левая нога полностью выжимает педаль сцепления, а правая нога нажимает на тормоз. Заводим машину.

Включение 1-й передачи. Переводим рычаг переключения КПП в положение, соответствующее первой передачи.

Если вы не будете придерживаться этого простого правила, то услышите очень неприятный скрежет. Если ситуация будет повторяться неоднократно, вам придётся ехать к автомобильному мастеру. Убедитесь в том, что ваша левая нога, по-прежнему, выжала педаль сцепления до упора, после чего включайте 1-ю передачу.

Для этого надо использовать правую руку и переместить рычаг переключения передач вверх и влево.

Убедитесь в том, что передача действительно включена. Это можно легко почувствовать, а также увидеть. Рычаг должен оставаться на месте после того, как вы уберёте от него руку.

Держите ноги на педалях сцепления и тормоза, полностью выжав их. Не снимайте левую ногу с педали, в противном случае автомобиль заглохнет. Переместите правую ногу с педали тормоза на педаль газа. Приблизительно в тот же момент нужно начать медленно отпускать педаль сцепления левой ногой.

Это самый сложный этап для новичков, которые хотят правильно ездить на механике. Ещё раз: правую ногу перемещаем с педали тормоза на педаль газа и медленно нажимаем газ… Одновременно медленно отпускаем педаль сцепления левой ногой. Постарайтесь слегка нажать педаль газа и держать её так, чтобы стрелка тахометра показывала около 1500-2000 об./мин. В это время необходимо постепенно отпускать педаль сцепления левой ногой.

Если всё сделано правильно, вы начнете чувствовать, что шестерни коробки передач соединятся с двигателем, в результате чего автомобиль начнет медленно двигаться вперед. Когда скорость немного вырастет, можно отпускать сцепление. Поздравляем! Теперь вы научились трогаться и ехать на первой передаче. Если двигатель заглох, начинайте всё с начала.

Переходим к остановке. Нужно не просто научиться ездить на механике, но и вовремя остановиться. Для того чтобы остановить машину с механической коробкой переключения передач, необходимо просто нажать педаль сцепления левой ногой и педаль тормоза правой ногой одновременно.

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь начинать движение и ехать на первой передаче без каких-либо загвоздок. Если ничего не получается, не стоит разочаровываться, нужно просто начинать процесс снова.

Начало движения на первой передаче ничем не отличается от старта на задней передаче. Правда, в последнем случае нужно будет выбрать соответствующее положение рычага КПП. На участках с уклоном можно начинать движение даже без нажатия на педаль газа, придётся просто медленно отпустить сцепление.

Найдите горку и практикуйтесь на ней. После получения определенного опыта на ровной поверхности обязательно потренируйтесь на холме. Трогаться на подъеме намного сложнее, чем на ровном участке, поэтому уделите этому моменту достаточно времени и сил. Очень часто начинающие водители, которые только сели за руль автомобиля с механикой, попадают в неприятности, связанные с вынужденной остановкой и началом движения в пробке на участке дороги с уклоном.

В чем особенность запуска на «механике»?

Говорить о МКПП как о чем-то устаревшем, регрессивном, было бы неправильно. Но нельзя отрицать и того, что само обращение с ручной коробкой передач имеет особенности, которые следует учитывать для обеспечения работоспособности и безопасности трансмиссионной системы автомобиля.

Как и в любом деле, связанном со сложными механизмами, мнения об оптимальных условиях эксплуатации механической коробки разделяются. В частности, споры вызывает распространенная рекомендация, согласно которой перед запуском двигателя необходимо выжимать сцепление.

Зачем, когда и все-таки нужно ли это делать? Интернет пестрит достаточно однотипными ответами, и некоторые из них, похоже, рассчитаны на совсем неопытных автовладельцев. О чем можно узнать из блогов?

Выжимаем сцепление: что учесть при этом?

Имеет смысл учесть следующие обстоятельства:

  1. О наличии механических проблем со сцеплением (в частности, обусловленных тем, что оно регулярно выжимается при старте двигателя) автолюбитель может «услышать».

Поэтому, при выжатии сцепления всегда имеет смысл прислушиваться к звукам в салоне. При появлении явных посторонних шумов следует обратиться на СТО с просьбой прояснить ситуацию с техническим состоянием сцепления.

  1. Выжимать сцепление следует, заблаговременно отрегулировав положение водительского сидения относительно руля. Недопустимо, чтобы водитель чувствовал себя некомфортно при нажатии на сцепление только лишь потому, что пренебрег необходимой регулировкой кресла.
  2. Отпускать сцепление — пусть и при выключенной передаче, следует плавно.

Переключать коробку на передачу нужно не ранее, чем при следующем выжатии сцепления уже после запуска двигателя. Желательно при этом дать двигателю прогреться — если автомобиль долгое время находился в простое (особенно зимой).

  1. При перезапуске заглохшего на ходу двигателя выжатие сцепления — неоспоримо обязательная процедура, поскольку в этом случае будет необходимо перевести коробку передач в нейтральное положение (снять ту или иную передачу).

Главное — не забывать об этом и довести действие по выжатию сцепления до автоматизма.

  1. После завершения запуска (перезапуска) двигателя и ослабления нажатия на сцепление следует полностью убрать ногу с педали. Иначе механические части сцепления будут иметь повышенный износ.

Ответы знатоков

Igor M.:

Можно, конечно, и не выжимать. Когда на нейтралку поставить не забыл. Я выжимаю всегда. Во-первых: машину оставляю на скорости. Так что на всякий случай. Во-вторых: Часто трогаюсь сразу после завода, не включая нейтрали (на прогретом двигателе, естественно). В-третьих: при выжатом сцеплении стартер проворачивает только детали двигателя, ему легче чем проворачивать двигатель + коробку (экономим ресурс стартера и аккумулятора)

Тем более это важно зимой, когда масло застывшее. Меньше вероятности, что двигатель заглохнет

Кстати, при сильных морозах или когда машина пару дней постояла (зимой) при заводе на нейтрали она все-таки сдвигается. Это как же масло застыло, что передает движение!!! Так что мой совет — выжимать. Хуже не будет.

Крымчанину: стартер крутит маховик, а через него не только коленвал, но и передает движение на все части двигателя: шатуны, поршня, распредвал, масляный и водяной насос и т.д.

Дёминов Анатолий:

На морозе

Авдей Крамов:

Да вообщето

Esaul:

на нейтралку поставь

Алексей Антаков:

на автомате нет, а на механике тока зимой….

аэропланыч:

если стаит на скорости

Иванов Сергей ХХХ77:

по желанию) но лучше выжимать )

ventura24:

а нафига?если конечно она у тебя на скорости не стоит,а то так торкнет :)))

Киара:

Если коробка передач «механика», то да. Если коробка передач «автомат», то нет. Это же азы… =))

Virsus:

НЕТ!!!!Но зимой в жигулях нужно.

CФ:

смотря какая машина,у меня на новом ниссане,без сцепления просто не заводится,так уж японцы придумали

Dima:

На всякий случай я выжимаю, привычка… )

Free Sweeper:

Выжимаю всегда. Завел себе за правило.Ибо это 100% гарантия, что машина не дернется при запуске движка.

MEM:

На всякий случай рекомендуется, но достаточно убедиться в том, что рычаг КПП на неитрали.

Anutka Sm.:

мне не надо, у меня автомат

Ирина Панчехина (98 RUS):

На непрогретой — да .

vikky97:

Чтобы мотору было легче надо выжимать

Сергей Кузьменко:

Строго говоря, не нужно. Этот приём актуален только в сильные морозы (после -30), для облегчения запуска двигателя. При выжатом сцеплении стартер крутит только коленвал, а не коленвал+вал коробки передач.

Fant:

зимой пуск будет проще

Южанин:

Зимой безусловно для легкости запуска.

Константин Рубан:

Тока от — 7-10 градусов и холоднее, в других диапазонах — незачем.

Да это ж Петрович!:

1) выжимают сцепление для того, чтобы стартером легче было прокручивать двигатель, особенно это актуально зимой. ну и еще для того чтобы если вдруг машина стоит на передаче, то после запуска она резко не рванула вперед и кого нибудь не придавила: ) 2) едет без педали газа потому, что инструктор по вождению заепался смотреть, как вы начинаете дергаться и глохнуть при трогании и сделал холостой ход повыше, чтобы было тронуться легче 3) ручник на светофоре ставить не обязательно, но вам обязательно, т к если будете стоять на уклоне и надо будет тронуться в горку, то пока вы будете думать какую педаль жать, а какую отпускать и что куда включать, машина покатится назад или вперед и кого нибудь придавит

Кирюшка GT:

Сцепление надо выжмать перед заводом машины, чтоб движок не перегружать, если холодный. А если машина на ходу была, то и не надо выжимать. А на ручник на светофорах ставить, это вас просто учат ИМ пользоваться. На светофоре вы держите ногу на сцеплении и на тормозе иногда.

Красавец Мужчина:

Выжимая сцепление вы отключаете движущуюся часть автомобиля от мотора. При пуске двигателя сцепление выжимают для того чтоб отключив коробку уменьшить нагрузку первичный пуск двигателя, во вторых для того чтоб случайно включенная передача не заставила машину поехать. На светофорах ручник трогать не надо это бред, можно только в тех случаях когда машина катится назад чтобы не сжечь сцепление. Ручник — это СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ! ! встали на стоянку, дернули ручник

Оборот:

ручник не трогай. он называется стояночном тормозом. только на уклоне пользуй. Сцепление это между коробкой и двигателем …диски…. на первой передаче по любому поедешь т. к. холостого хода двигателя хватает . а дальше будешь глохнуть.

Данилюк Алексей:

Чтобы машина не поехала при включенной скорости забытой.

snigivas:

1) Выжать сцепление при запуске мотора нужно, чтобы машина не дёрнулась при вращении стартёра, если стоит на скорости, а зимой — и для того, чтобы облегчить пуск; 2) Машина поедет и без газа с отпущенным сцеплением, так как мощности мотора на принудительном холостом ходу достаточно, чтобы прокрутить трансмиссию; 3) Лучше дёрнуть ручник на остановке у светофора, чтобы избежать скатывания, ведь не все дороги горизонтальны. Пока учитесь водить, Роза Моисеевна, выполняйте все правила, пускай и выглядят они неудобными. С опытом придёт автоматичная осознанность, тогда и откажетесь от балласта

Выжимать обязательно!

Поклонники традиций тоже не голословны и убедительно доказывают свою правоту. Главные аргументы из выдвигаемых таковы:

  • Без выжатого сцепления на значительной части автомобилей движок просто не запустится. В качестве примера можно привести Renault Megane или целый ряд машин американского производства;
  • Не нажатая педаль сцепления вызывает больший расход электроэнергии. Соответственно, аккумулятор садится куда быстрее – особенно в холода, когда он и так хуже держит заряд;
  • Если не жать спорную педаль, то стартер вынужден крутить не только движок, но еще и первичный вал. Таким образом, экономя ресурс подшипника, вы сильно расходуете ресурс стартера – а это куда более дорогостоящий и сложный в ремонте узе;
  • Между прочим, 2 и 3 пункт подтверждается и наблюдениями сотрудников автосервисов, и хозяевами автомобилей. Тот, кто ленится/забывает/принципиально не выжимает сцепление, заводя мотор, аккумулятор меняет гораздо чаще традиционалистов. И проблемы со сцеплением у них случаются тоже более регулярно.

При остановке


Удерживать педаль сцепления нажатой вредно, ведь при ее нажатии, усилие через трос передается на выжимную вилку. А оно, поверьте, не маленькое, поэтому при долгосрочном использовании эта деталь испытывает нагрузки сверх нормы, а запас прочности у вилки невелик. В самом сцеплении нагрузка поступает на выжимной подшипник, который в свою очередь давит на пластинчатую юбку корзины сцепления. А ее лепестки, рассчитанные на частые срабатывания, не должны удерживать нагрузку в течении минут, так как это приводит к потере эластичности, снижению упругости и повышенному износу, то есть деталь вскоре сломается. Поэтому при каждой остановке нужно включать нейтральную передачу и отпускать педаль сцепления.

При движении


Не следует удерживать сцепление и при медленном движении, как часто учат в автошколах. Да, в этом случае автомобиль замедляется, но сцепление переживает колоссальные напряжения: диски проскальзывают и стираются. Неопытные водители стараются держать ногу на педали также и при монотонном движении по загородным трассам, но для механики это сродни гибели: диски трутся, нагреваются и через 8-12 тысяч километров выходят из строя. У сцепления есть только два рабочих положения: выжато и отпущено. И если вы хотите, чтобы оно прослужило вам долго, вы должны научиться как можно реже удерживать педаль в выжатом состоянии. Кроме того, движение накатом или стоянку у светофора, лучше осуществлять на нейтральной передаче. А трогаться с места лучше на 1200-1500 оборотах двигателя без рывков и перегазовок. При таком бережном отношении сцепление прослужит вам больше 100 тыс км.

Что в итоге

Если проанализировать полученную информацию, становится понятно, что в холодное время года на непрогретом ДВС лучше выжимать сцепление. Это позволит, прежде всего, облегчить запуск мотора и продлить жизнь стартеру.

Дело в том, что на практике получается следующее — заботясь о ресурсе подшипника коленвала и не выжимая сцепление, тем самым водитель сокращает ресурс стартера. К этому стоит добавить и ускоренный выход из строя АКБ. Еще страдает выжимной подшипник и другие элементы самого сцепления.

Получается, за время эксплуатации выйдет дороже менять аккумуляторы и постоянно ремонтировать стартер, чем принципиально не выжимать сцепление, ссылаясь на опорный подшипник. Если же ваш автомобиль из той группы авто, которые не заводятся без выжима сцепления, тогда и вовсе не стоит рассматривать эту особенность в качестве проблемы.

Напоследок отметим, что даже с учетом разногласий, как сторонники, так и противники выжима сцепления сходятся в одном — машина должна быть обязательно подготовлена с учетом сезонности.

Очень важно правильно подобрать моторное масло и свечи зажигания для конкретного типа двигателя. В зимний период нужно использовать оптимальный вариант из маловязких масел, чтобы облегчить прокручивание валов в ДВС и КПП

Что касается начинающих водителей, следует взять за правило ставить автомобиль на стояночный тормоз (исключение составляет зимний период, когда могут примерзнуть тормозные колодки после простоя), а также всегда проверять, чтобы КПП перед запуском была поставлена на «нейтралку».

Еще одним вариантом, который позволит решить вопрос выжима сцепления, является приобретение автомобиля с автоматической коробкой. При этом не стоит забывать, что такая машина будет изначально дороже.

Также автомобили с АКПП сложнее обслуживать, а еще накладываются определенные ограничения в процессе эксплуатации (коробку нужно прогревать перед поездкой, запрещаются пробуксовки в грязи, снегу или на льду, крайне нежелательно или вовсе запрещено буксировать машину с автоматом на тросе и т.д.).

Будет полезно: Водитель скрылся с места ДТП что делать?

Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.

Греть или не греть двигатель зимой перед поездкой. Почему двигатель следует прогревать, как правильно прогревать мотор перед началом движения и при езде.

Почему лучше прогреть двигатель перед поездкой: смазка, топливо, износ холодных деталей. Как правильно греть дизельный мотор зимой.

Особенности эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Что нужно делать, чтобы двигатель проработал как можно дольше без ремнота.

Для чего и как обкатывать бензиновый или дизельный двигатель после капитального ремонта. Режимы езды, особенности процесса обкатки, первая замена масла.

Для чего необходимо обкатывать новый дизель. Как правильно обкатать машину, основные рекомендации и указания. Сколько километров длится обкатка автомобиля.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий