Как автомобиль поворачивает

Радиус разворота легкового автомобиля таблица

ЧТО ТАКОЕ РАДИУС РАЗВОРОТА? Как нетрудно догадаться, радиус разворота – это радиус полуокружности, которую описывает автомобиль при развороте с места на 180 градусов при условии, что руль повернут до упора. Правда, как мы убедимся чуть ниже, само словосочетание «радиус разворота» весьма коварное.

НА ЧТО ВЛИЯЕТ РАДИУС РАЗВОРОТА? Радиус разворота – показатель, во многом отражающий маневренность автомобиля. Чем он больше, тем больше места требуется автомобилю для совершения полного разворота на 180 градусов – то есть, в условиях, когда ширина дороги известна и ограничена, этот показатель отражает то, сможете ли вы развернуться на ней в один прием, или же придется сдавать назад и быстро крутить рулем на втором (а то и третьем) заходе. Однако очевидно, что сам по себе радиус разворота говорит не только о способности развернуться, но и о том, насколько маневренным является автомобиль: чем меньше это значение, тем удобнее будет управлять машиной в стесненных условиях и легче парковаться.

КАК ЗАМЕРЯЕТСЯ РАДИУС РАЗВОРОТА? Даже для замера этого элементарного на первый взгляд показателя существует две методики: «от бордюра до бордюра» и «от стены до стены».

Первый отражает радиус полуокружности, которую описывают колеса автомобиля при развороте: то есть, чтобы его замерить, нужно отметить мелом стартовое положение наружного (относительно поворота) колеса, затем вывернуть руль до упора, развернуться на 180 градусов, отметить мелом конечную точку, замерить расстояние между ними и разделить его пополам. Соответственно, эта методика замера отражает, какой должна быть ширина гладкой дороги, чтобы автомобиль смог развернуться, не съехав с нее.Однако в реальной жизни стоит учитывать тот факт, что у автомобиля есть передний свес – то есть, расстояние от оси передних колес до конца переднего бампера. И если дорога, к примеру, ограничена высокими бордюрами, то развернуться на ней, даже «укладываясь» по показателю от бордюра до бордюра, не выйдет: автомобиль упрется в препятствие выступающим вперед бампером. Для отражения этого «реального» радиуса разворота используют показатель «от стены до стены»: соответственно, чтобы замерить его, нужно закрепить мел на стержне, установленном на наружном (относительно поворота) углу бампера автомобиля, затем выполнить разворот, замерить диаметр получившейся полуокружности и разделить его пополам.

Разумеется, автопроизводители стремятся показать свои автомобили максимально маневренными, так что в брошюрах и списках характеристик практически всегда указывается радиус разворота от бордюра до бордюра, так как он меньше, чем от стены до стены. В реальной жизни, сравнивая машины по показателю маневренности, стоит учитывать не только на эту цифру, но и длину переднего свеса.

МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ РАДИУС РАЗВОРОТА АВТОМОБИЛЯ? Несложно догадаться, что радиус разворота зависит прежде всего от габаритных размеров автомобиля и угла поворота передних колес. Габариты машины поменять, очевидно, нельзя, а угол поворота колес на гражданских автомобилях ограничен параметрами работы рулевого управления, а на машинах с приводом на переднюю ось еще и рабочими диапазонами шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, или «гранат»), которые крайне не любят работать при вывернутых колесах. Поэтому, не углубляясь в теорию, можно ответить так: без вмешательства в конструкцию с потерей гарантии нормальной работоспособности изменить радиус разворота машины нельзя.

Наглядным примером «вмешательства в конструкцию» можно считать автомобили, подготовленные для соревнований по дрифту: у них угол поворота передних колес («выворот») стараются сделать максимальным. Но нужно это уже не для уменьшения радиуса разворота, а для того, чтобы поддерживать как можно больший угол заноса при движении в повороте – то есть, это делается отнюдь не для улучшения показателей «гражданской» эксплуатации.

Использование КамАЗа в армейских подразделениях

КамАЗы с момента поступления на производство поступали и в соединения Вооружённых сил СССР.

Основными отличиями армейской модификации КамАЗа от гражданской линейки было: усиленная конструкция, бампер изменённой формы, обязательное наличие системы регулирования давления в шинах. Были и другие отличия, не столь значительные. Сфера же применения машин в армии была достаточно широка:

  • транспортное средство для перевозки объёмных грузов и личного состава;
  • использование в качестве платформы для установки различного радиооборудования: КШМ, командные пункты управления пусками и мобильные станции для выполнения других задач;
  • бронированные автомобили для транспортировки личного состава на театре военных действий, этот вид автомобиля серийно не выпускался, бронирование навешивалось на базовую модель;
  • автомашины для сопровождения колонн, «ган-траки» с вооружением ЗУ-23-3.

О «ган-траках» стоит рассказать чуть подробнее, эти автомашины изначально имели своей задачей сопровождение колонн при проводке их в горах Афганистана. В кузове машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.

Эти установки обладали возможностью кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достать противника на большой дальности и высоте. Что позволило эффективно бороться с засадами на дороге.

Сама установка ЗУ прикрывалась дверьми от БМП или другими подручными средствами, задачей которых была защита расчёта установки, хотя она и была минимальная. Впоследствии производство подобных средств поддержки было приостановлено.

Бронированные «Уралы» и «КамАЗы» появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «покемоны» также продукт кустарного производства, в серии таких машин практически нет. Хотя и доказана их высокая эффективность в эксплуатации.

В 1968 году перед советскими разработчиками была поставлена задача по созданию уникального автомобиля-тягача, который позволил бы перевозить очень большие грузы. Однако только в 1976 году КамАЗ 5320 попал на конвейер. Его выпуск продолжался вплоть до 2001 года. За этот период автомобиль производился практически без изменений. Вносились небольшие корректировки, но все тех. характеристики КамАЗа 5320 оставались прежними.

Выпуск данного грузовика стал настоящим прорывом в отечественном автомобилестроении. После его успешной эксплуатации стали разрабатываться другие средства для перевозки грузов. Так, в 1979 году был выпущен стотысячный большегруз.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Примечание. В настоящем стандарте, если не установлено иначе, опорная поверхность является горизонтальной, размеры по длине и ширине измеряют в горизонтальной плоскости, размеры по высоте измеряют в вертикальной плоскости.

В настоящем стандарте применяют следующие термины.

4.1. Масса снаряженного автомобиля (собственная масса комплектного транспортного средства) — масса комплектного транспортного средства в состоянии его транспортировки плюс масса следующих элементов: смазочные вещества, охлаждающая жидкость (при необходимости), жидкость омывателя, топливо (бак, заполненный не менее чем на 90% объема, установленного изготовителем), запасное(ые) колесо(а), огнетушитель(и), возимый комплект запасных частей, противооткатные упоры, стандартный комплект инструмента.

4.2. Максимально разрешенная полная масса (максимальная конструктивная общая масса) — максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем данного транспортного средства.

4.3. Расчетная нагрузка — масса снаряженного автомобиля, дополненная массой пассажиров (масса одного пассажира принята равной 68 кг), распределенной следующим образом: при числе мест для сидения, равном 2 или 3, — 2 пассажира (на переднем сиденье), 4 или 5-3 (2 на переднем и 1 сзади) 6 или 7-4 (2 на переднем и 2 на заднем), 8 или 9-5 (2 на переднем и 3 на заднем).

4.4. Нулевые плоскости X, У и Z — трехмерная система координат по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).

4.5. Плоскости х, у и z — плоскости, параллельные нулевым плоскостям X, Y и Z , соответственно (п.4.4).

4.6. Контрольные места — по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).

4.7. Точка R * — устанавливаемая для каждого из посадочных мест предприятием-изготовителем автотранспортного средства точка, которая имеет координаты относительно кузова и имитирует центр вращения ног относительно туловища человека. Эту точку именуют также «контрольная точка посадочного места».

Силы, действующие на автомобиль

На автомобиль, независимо от того, движется он или неподвижен, действует сила тяжести (вес), направленная отвесно вниз.

Сила тяжести прижимает колеса автомобиля к дороге. Равнодействующая этой силы, размещена в центре тяжести. Распределение веса автомобиля по осям зависит от расположения центра тяжести. Чем ближе к одной из осей расположен центр тяжести, тем больше будет нагрузка на эту ось. На легковых автомобилях нагрузка на оси распределяется примерно поровну.

Действие силы тяжести на автомобиль

Большое значение на устойчивость и управляемость автомобиля имеет расположение центра тяжести не только в отношении продольной оси, но и по высоте. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчивым будет автомобиль. Если автомобиль находится на горизонтальной поверхности, то сила тяжести направлена отвесно вниз. На наклонной поверхности она раскладывается на две силы (см. рисунок): одна из них прижимает колеса к поверхности дороги, а другая стремится опрокинуть автомобиль. Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем скорее нарушится устойчивость и автомобиль может опрокинуться.

Во время движения, кроме силы тяжести, на автомобиль действует и ряд других сил, на преодоление которых затрачивается мощность двигателя.

Схема сил, действующих на автомобиль во время движения

На рисунке показана схема сил, действующих на автомобиль во время движения. К ним относятся:

  • сила сопротивления качению, затрачиваемая на деформирование шины и дороги, на трение шины о дорогу, трение в подшипниках ведущих колес и др.;
  • сила сопротивления подъему (на рисунке не показана), зависящая от веса автомобиля и угла подъема;
  • сила сопротивления воздуха, величина которой зависит от формы (обтекаемости) автомобиля, относительной скорости его движения и плотности воздуха;
  • центробежная сила, возникающая во время движения автомобиля на повороте и направленная в противоположную от поворота сторону;
  • сила инерции движения, величина которой состоит из силы, необходимой для ускорения массы автомобиля в его поступательном движении, и силы, необходимой для углового ускорения вращающихся частей автомобиля.

Движение автомобиля возможно только при условии, что его колеса будут иметь достаточное сцепление с поверхностью дороги.

Если сила сцепления будет недостаточной (меньше величины силы тяги на ведущих колесах), то колеса пробуксовывают.

Сила сцепления с дорогой зависит от веса, приходящегося на колесо, от состояния покрытия дороги, давления воздуха в шинах и рисунка протектора.

Для определения влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который определяют делением силы сцепления ведущих колес автомобиля на вес автомобиля, приходящийся на эти колеса.

Коэффициент сцепления с дорогой в зависимости от покрытия

Коэффициент сцепления зависит от вида покрытия дороги и от его состояния (наличия влаги, грязи, снега, льда); величина его приведена в таблице (см. рисунок).

На дорогах с асфальтобетонным покрытием коэффициент сцепления резко уменьшается, если на поверхности имеется влажная грязь и пыль. В этом случае грязь образует пленку, резко уменьшающую коэффициент сцепления.

На дорогах с асфальтобетонным покрытием в жаркую погоду появляется на поверхности маслянистая пленка из выступающего битума, снижающая коэффициент сцепления.

Уменьшение коэффициента сцепления колес с дорогой наблюдается также при увеличении скорости движения. Так, при возрастании скорости движения на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием с 30 до 60 км/ч коэффициент сцепления уменьшается на 0,15.

Особенности маневрирования

Водители-дальнобойщики обладают специфической подготовкой: уверенно входят в повороты на трассе и во время перемещений по городу, при прохождении перекрестков, потому что движения отработаны до автоматизма на специальных дорожках автодрома, как показано на этом видео:

Такой термин, как радиус разворота фуры должен учитываться при разработке подъездных путей к складским помещениям и местам разгрузки крупнотоннажного автомобильного транспорта. А разворотная площадка для фуры должна соответствовать утвержденным стандартам, чтобы большегрузный автомобиль мог уверенно маневрировать на выделенной для этих целей территории.

Таблица ширины площадки для ТС (транспортных средств)

Тип авто Длина ТС в м Ширина площадки, м
Камаз 10 22
Еврофура 18 38

Радиус разворота еврофуры

Европейские стандарты регламентируют ограничения по длине, например, для седельного автопоезда этот параметр – 16,5 метра. Размеры полуприцепа: 12 м от оси ССУ до кормовой части и 2,1 м до переднего бампера.

Стандартный радиус разворота еврофуры, например, на 180 или 360 градусов внутри воображаемой площади, которая составлена двумя окружностями с R = 12,5 м и 5,3 м, должен свободно выполняться при условии, что выступающие части машины не пересекают обозначенные границы во время маневрирования.

Схематическое изображение радиуса разворота фуры

Радиус поворота «американца»

Тягачи с полуприцепами, разработанные американскими конструкторами, называют траками, а маневренность, особенно во время проезда по городу, ограниченная из-за большого линейного размера. Для поворота на 90 градусов такому крупногабаритному транспортному средству требуется в 2 раза больше радиуса, чем европейским аналогам. Поэтому иногда приходится видеть такие ситуации, как на фото.

Неправильный разворот фуры

В городской черте такие автомобили не могут осуществлять безаварийное движение, чтобы постоянно не нарушать ПДД, затрудняют перемещение другого автотранспорта, т. к. их длина не соответствует европейским стандартам. Владельцы легковых автомобилей вынуждены держаться на расстоянии от «американцев», чтобы не попасть под удар разворачивающегося «монстра».

—Тип кузова автомобиля – седан, хетчбек, универсал, вседорожный “паркетник”, внедорожник “джип”

Седаны и универсалы имеют дополнительный “хвост” (речь об однотипных машинах, отличающихся только типом кузова), обычно это 15-30 сантиметров. Если вы учились делать упражнения на площадке на хетчбеке, то удлинение машины может создать вам заметный дискомфорт.

Иногда для обучения стали использовать внедорожники “джипы”, обычно речь идет о Renault Duster, такая машина заметно выше машин традиционной компоновки. Восприятие окружающего пространства из такой машины заметно отличается. С учетом состояния дорог такие автомобили комфортны для вождения и обучения.

Вседорожные версии автомобилей, например, Renault Sandero Stepway, занимают промежуточное положение между джипами и классическими автомобилями.

В городе, наряду с особенностями размеров, у универсалов и джипов заметно отличается восприятие того что у вас находится сзади (через зеркала и заднее стекло).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА ЗАКРУГЛЕНИЯ ДОРОГИ НА УЧАСТКЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

страница 33/54
Дата 01.06.2018
Размер 1.3 Mb.
Название файла Кристи методика.doc
Учебное заведение Исследовательский Институт
Тип Методические рекомендации

  …           33         …  

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА ЗАКРУГЛЕНИЯ ДОРОГИ НА УЧАСТКЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Действительное значение радиуса закругления дороги на участке происшествия может значительно отличаться от радиуса закругления, указанного в имеющихся в материалах дела копиях планов, особенно в случаях, когда радиус невелик. Разница может быть вызвана отклонениями от проекта при строительстве дороги, изменениями, появившимися в процессе эксплуатации, местными отклонениями радиуса закругления на данном участке от его средней величины на всем протяжении закругления дороги.

В случаях, когда небольшие изменения радиуса закругления дороги могут оказать влияние на выводы эксперта, следует уточнить его на месте происшествия.

Рис. 2

Чтобы определить радиус закругления дороги на данном участке, следует с помощью натянутого шнура (ленты рулетки) соединить концы дуги, охватывающей этот участок (границы проезжей части, осевой линии), замерить высоту сегмента, образованного дугой и хордой — h (см. рис. 2), расстояние между концами дуги — S (длину хорды) и определить радиус закругления на данном участке по формуле:

где: S длина хорды, м;
h высота сегмента, м.

Результаты могут быть достаточно точными, если на данном участке не обнаруживается заметного на глаз изменения радиуса закругления. Длина участка должна быть такой, чтобы высота сегмента составляла, по крайней мере, несколько метров.

Определять радиус закругления дороги требуется, как правило, в тех случаях, когда необходимо установить предельное значение скорости транспортного средства на этом участке пути. В зависимости от ширины проезжей части и направления движения транспортного средства предельный радиус поворота может значительно отличаться от радиуса закругления дороги (рис. 3).

Рис. 3

Максимальный радиус поворота центра тяжести транспортного средства на закруглении дороги можно определить графически или путем расчета по формуле:

где: R наружный радиус закругления разрешенной для движения данного транспортного средства полосы дороги, м;
ВД ширина этой полосы в средней части закругления, м;
ВТ ширина полосы движения транспортного средства, м;
α угол поворота дороги (угол между направлениями осевой линии до и после закругления), град.

Поделитесь с Вашими друзьями:

  …           33         …  

Новая дорожно-транспортная система

Одна из наиболее важных частей генерального плана Краснодара посвящена дорожным магистралям и транспортным сетям. Сегодня столица края страдает из-за постоянных пробок. При направлении в город проблемы возникают из-за желающих уехать к Черному морю. Этот вопрос должен решиться после строительства Западного обхода Краснодара. Также градостроительный документ предусматривает создание нескольких развязок для автомобилей (например, на трассе М-4) и магистралей с четырехполосным движением (например, Южный скоростной периметр). До конца 2019 года планируется закончить ремонтные работы более чем на 100 км дорожного полотна.

В цифрах это означает более 50 дорожных сетей и жилых поселений. На работу с дорожно-транспортными путями столицы края будет потрачено больше 3 миллиардов рублей. С 2019 года также начнется обновление парка городского электротранспорта. Среди закупок в 2019 планируется более 30 низкопольных трамваев, в 2020 — более 30 отдельных вагонов, в 2021 — еще около 30 вагонов. Каждый вагон на одну секцию вмещает чуть менее 200 человек, трехсекционный — более 120 пассажиров. По словам администрации Краснодара, трамваи будут ходить в большей части новых жилых районов.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчетные параметры улиц и дорог, согласно сНиП 2.07.01-89

Категории
улиц и дорог

Ширина
полосы движения, м

Число
полос движения.

Min
радиус кривых в плане, м

Max
продольный уклон, /00

Ширина
пешеходной части тротуара, м

Магистральные
дороги

скоростного движения

3,75

4-8

600

30

Магистральные
дороги регулируемого движения

3,5

2-6

400

50

Магистральные
улицы

общегородского значения непрерывного
движения

3,75

4-8

500

40

4,5

Магистральные
улицы общегородского значения
регулируемого движения

3,5

4-8

400

50

3,0

Магистральные
улицы районного значения
транспортно-пешеходные

3,5

2-4

250

60

2,25

Магистральные
улицы районного значения
пешеходно-транспортные

4,0

2

125

40

3,0

Улицы
и дороги местного значения
:
улицы в жилой застройке

3,0

2-3

90

70

1,5

3,0

2

50

80

1,5

Проезды:
основные

3,0

2

50

70

1,5

второстепенные

3,5

1

25

80

0,75

Минимальные
продольные и поперечные уклоны магистралей
нормируют, основываясь на условиях
организации стока поверхностных вод.
Для асфальто- и цементобетонных покрытий
принимают минимальные
продольные уклоны
равными 4/00,
а поперечные
уклоны —
15-25/00.
На равнинном
рельефе при прокладке улиц и дорог по
безуклонным участкам (менее 4/00),
их проезжие части проектируют по лотку
путем построения пилообразного
продольного профиля,
с размещением в пониженных местах
дождеприемных колодцев водосточной
сети. Однако, устройство такого профиля
достаточно сложно, поэтому, пилообразный
профиль проектируют в основном на
набережных. Максимально допустимые
уклоны на улицах и дорогах различной
категории зависят от расчетных скоростей
движения.

Продольные уклоны
уменьшают в климатических районах,
отличающихся суровой зимой и гололедом,
а также на подходах к мостам, путепроводам
и на перекрестках.

На расстоянии 50м
от перекрестка начинают постепенно
смягчать уклон, доводя на перекрестке
до 20 /00.
На подходе к мостам и путепроводам уклон
назначают не более 40
/00.

Проезжую часть в
поперечном направлении проектируют,
применяя две типовые схемы: односкатную
и двускатную (рис. 4).

Рис.4.
Схемы поперечных профилей магистралей.

а,
б

с двускатным профилем

в,
г

с односкатным профилем

Вертикальная
планировка магистралей методом красных
горизонталей начинается с определения
положения проектных горизонталей по
оси улицы (рис. 5). При постоянном продольном
уклоне и неизменяемом поперечном
профиле, на протяжении всей улицы или
ее участка, все проектные горизонтали
не меняют своего очертания и остаются
параллельными. Поэтому, достаточно
построить одну красную горизонталь по
всей ширине улицы в красных линиях и
провести другие горизонтали параллельно
ей через точки, полученные при градуировании
оси улицы (см. рис. 5). Для построения
красных горизонталей необходимо провести
дополнительные вычисления по формулам:

Рис.
5. Построение красных горизонталей на
магистралях и проездах

l=
h / i
прод.

l1
= i
поп.
*
a
/ i
прод

l2= hб.к.iпрод

l3= iпоп.
*
(b1+b2)
/
iпрод

где iпрод.
— продольный уклон магистрали, в долях
ед.;

iпоп;iпоп.поперечные
уклоны магистрали и тротуара, в долях
ед.;

a ширина
проезжей части магистрали;

b1,b2ширина
полосы зеленых насаждений и тротуара;

l — расстояние
между проектными горизонталями с шагом  h;

l1величина
сдвига проектной горизонтали от оси к
лотку магистрали;

l2скачок
горизонтали за счет бортового камня,
высотой hб.к;

l3величина
сдвига красной горизонтали к красной
линии магистрали.

Поскольку исходные
отметки, как правило, не кратны шагу
горизонталей, то необходимо в первую
очередь определить точку расположения
ближайшей по значению проектной
горизонтали (см. рис. 2).

На
равнинном рельефе при проложении улиц
и дорог по безуклонным участкам (менее
0.004) их проезжие части проектируют по
лотку пилообразного продольного профиля
с размещением в пониженных местах
дождеприемных колодцев водосточной
сети (рис. 6). Продольный уклон по лотку
создают за счет попеременного изменения
поперечного профиля дороги. В сечении
по водоразделам уклон назначают в
пределах 1 — 1.5%, в сечениях по колодцам-
3%.

Рис.
6. Проектирование магистрали с нулевым
уклоном

На
микрорайонных проездах уклоны меняют
по всей ширине, а на магистралях лишь в
полосах, примыкающих к тротуару. Эти
полосы делают шириной 2.5-3.5 м. За счет
переменного поперечного уклона проезжей
части улицы бортовой камень проектируют
переменной высоты.

У дождеприемных
колодцев высоту бортового камня принимают
равной 0.2м, а на водораздельном гребне
— 0.1 — 0.15 м.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий