Полная замена сальника рулевой рейки

Понятие сальника и его роль в механизме управления

Сальники – это запчасти, которые обеспечивают полную герметизацию мест соединений движущихся и не движущихся деталей автомобиля, защищают их от различного негативного воздействия, позволяют не допустить протекания рабочей жидкости из картера рулевой колонки. Они позволяют валу свободно перемещаться. Материалом, из которого изготавливают сальник рулевой рейки, служит бутадиен-нитрильный каучук из-за высокой степени устойчивости к воздействию топливно-смазочных элементов, в частности, масел, а также бензина, нефти, керосина, мазута.

Поломка сальника может стать причиной утечки масла из рулевой рейки. Если утечка произойдет, когда автомобиль едет по относительно прямой дороге, это не будет иметь большого значения. Однако, если нужно повернуть, особенно если автомобиль мчит на скорости, это будет небезопасно.

Сборка рейки

Собирайте рейку в последовательности, обратной разборке. Детали смазывайте маслом для ГУР перед установкой, чтобы на втулках не образовалось задиров.

Фторопластовые кольца и втулки вставляйте в корпус рейки осторожно —  материал хрупкий и может лопнуть от ударов или большого усилия. Для аккуратной запрессовки можно использовать торцевую головку и удлинитель подходящего размера из набора ключей

После установки зубчатого штока отцентрируйте его по меткам, сделанным перед разборкой, затем вставляйте и прикручивайте приводной вал.

Вставьте в гнездо прижимную втулку и шайбы, заверните регулировочную гайку на нужное количество оборотов и проверните механизм рукой несколько раз от упора до упора (вращать нужно за приводной вал). Если рейка собрана правильно, зубчатый шток должен ходить легко, без заеданий. Зажмите контргайку регулировочного механизма.

Закрутите рулевые тяги и установите пыльники, обожмите их специальными хомутами.

Важно: не ставьте вместо хомутов  пластиковые стяжки, они не обеспечивают надежный обжим пыльника, внутрь рейки будет попадать влага, шток заржавеет и повредит манжеты. Рейка потечет

Проверка состояния сальников рулевой

Для того, чтобы понять, что существуют проблемы с сальниками рулевой, не нужно быть экспертом. Если падает жидкость в бачке гидроусилителя руля слишком быстро, то это основной признак проблем с сальником рулевой. Также, можно почувствовать запах гари, это связано с тем, что попадающее масло закипает на горячих деталях. Помимо этого, под автомобилем очень часто можно заметить масляные пятна.

Сальник в разобранном виде

В некоторых случаях масло вытекает очень быстро, это может привести к затруднению вращения руля, появляется довольно значительный гул. При данных признаках, нельзя мешкать, поскольку такие симптомы, следствие того, что масло в рулевые рейке практически закончилось. Особенно серьёзно нужно отнестись к проблеме, когда колесо не возвращается в исходное положение. Такое состояние автомобиля, свидетельствует о том, что придётся проделать достаточно серьёзный ремонт. Именно поэтому нельзя затягивать ремонт, это может привезти к очень серьёзным последствиям и придётся выложить за ремонт значительные средства.

Такие признаки могут возникнуть после серьёзной аварии

После аварии, нужно в первую очередь обратить внимание на рулевую. Если руль плохо проворачивается, то очень серьёзная проблема, которая должна быть решена в самые короткие сроки

Масло заканчивается и от этого появляется специфический скрежет и гул.

Рекомендуем:

Как заменить сальники рулевой рейки — советы специалистов

Отличный способ проверки проблемы с рулевой, это её визуальный осмотр на наличие корроз

Замена сальника своими руками

ии и механических повреждений. Также стоит осмотреть и гидравлический элемент, если конечно автомобиль имеет гидроусилитель. Нужно проверить все элементы рейки. Очень часто появляется стук. Это очень нехороший сигнал, он указывает на то, что кронштейн рычага картера ослаблен. Помимо этого, может износиться шестерня. В любом из этих случаев, нужно проверить рулевую полностью. В том случае, если зацепление в паре отрегулировано неправильно, руль поворачивается очень туго. В этом случае, в обязательном порядке, нужно отрегулировать рейку в правильное положение. Также нужно поменять масло.

Признаков достаточно много, однако стоит помнить, что не стоит дожидаться, когда автомобиль начнет давать сигнал о том, что ей требуется помощь. В первую очередь самым главным условием хорошего технического состояния автомобиля, является своевременная диагностика. Не обязательно каждый месяц посещать автомастерские, можно самостоятельно проводить визуальные осмотры, в большинстве случаев такая процедура будет очень полезна. При малейших признаках, каких-либо изменений с рулевой, нужно обратиться за помощью в автомастерскую.

Рулевая рейка Ниссан Примера цена регулировки, ремонта, замены

В ряде случаев серьезные неисправности рулевой рейки отсутствуют, но стук или люфт всё равно есть. Тогда необходимо произвести регулировку, которая проводится исключительно автомеханиками с опытом подобной работы. Для этого используются специальные ключи, которыми закручивается регулировочная гайка-винт, расположенная в корпусе рулевого вала.

В ситуации, когда требуется ремонт, рейка снимается с автомобиля и фиксируется в специальном приспособлении. Специалист проводит разборку агрегата, осматривая и промывая все съемные детали. Если нужно, то проводятся замеры, позволяющие определить износ запчасти. Вместо изношенных деталей – сальников, пыльников, втулок, золотников, подшипников — устанавливаются новые. После этого проводится сборка в порядке, обратном разбору. Собранная рейка проверяется и регулируется на стенде.

Очевидно, если менее изношенна рулевая рейка Ниссан Примера Р12 цена регулировки или ремонта, будет ниже, чем в запущенных ситуациях, требующих значительного ремонта или замены рейки.

Советы автолюбителей – владельцев Nissan Primera

Чтобы рулевая рейка как можно дольше оставалась в нормальном состоянии, необходимо соблюдать следующие важные правила:

  • следить за чистотой гидравлической жидкости и ее уровнем;
  • вовремя производить замену масла;
  • исключить смешивание разных видов жидкости;
  • достаточно прогревать авто перед началом движения;
  • примерно раз в полгода проводить диагностику подвески в автосервисе;
  • следить за состоянием пыльников, которые довольно часто рвутся;
  • следить за состоянием тяг, наконечников, шаровых опор, сайлентблоков;
  • осматривать место, где стоит автомобиль, чтобы вовремя заметить протекание жидкости;
  • следить за нормальной натяжкой ремней привода;
  • в зимнее время не оставлять машину с вывернутыми вправо или влево колесами;
  • водить аккуратно машину по неровной дороге.

Соблюдение всех перечисленных рекомендаций существенно снижает вероятность возникновения неисправностей рулевой рейки.

Если у вас возникли проблемы с рулевой рейкой, в нашем автосервисе опытные мастера всегда готовы помочь сделать диагностику и ремонт рулевой рейки Ниссан Примера.

Именно последний признак – стук – является наиболее распространенным и часто встречающимся.

При возникшем подозрении о неисправности рейки необходимо обратиться в автосервис для диагностики и устранения проблемы.

Замена своими руками

При повреждении сальника, его нужно срочно заменить. Деталь рекомендуется менять раз в три года, за этот промежуток она полностью изнашивается.

Соблюдение ряда рекомендаций позволит правильно установить сальник:

перед началом монтажа поверхность смазывается;
из упаковки сальник осторожно извлекается руками;
при установке новой детали нельзя использовать тяжелые предметы для простукивания;
изделия нужно размещать при согласовании с центром вала;
перед установкой сальника в гнездо необходимо обеспечить соответствие его температуры условиям среды;
не допускать попадание смазки на рабочие кромки;
демонтированный сальник нельзя устанавливать повторно.

Замена резиновых уплотнений (сальников)

Фиксируем весь агрегат в тисках, начинаем очищать от грязи и мазута. Для этого понадобится чистая ветошь, металлическая щетка, двадцать грамм обычной солярки, чистим всё до алюминиевой основы. Осматриваем внешний вид после очистки, откручиваем рулевые тяги. Сразу можно рассмотреть первый и второй сальник, он находится за уплотнительной крышкой которая расположена с торца обеих сторон рейки. С помощью отвертки и осторожными ударами молотка, чтобы не повредить внутреннюю зеркальную часть рулевого агрегата извлекается сальник.

Затем аналогичным образом снимается второй. После того как извлекли старый, необходимо установить новый и собрать все в обратном порядке.

Когда все собрано, остается залить жидкость в систему рулевой рейки и прокачать.

Обязательно обратить особое внимание после прокачки системы, чтобы жидкость была без пузырьков воздуха. https://www.youtube.com/embed/wF0gtHQm4XY

В дальнейшем необходимо сделать развал и схождение передних колес, это необходимо для равномерного износа резины. Эксплуатация рейки требует постоянного контроля. Чтобы избежать повреждений, необходимо бережно ездить по неровным поверхностям дороги. А также следить за правильным уровнем тормозной жидкости. Каждые десять тысяч километров делать балансировку и рулевая рейка прослужит намного дольше.

Удачной замены!

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Когда нужно менять сальник рейки рулевой?

Самыми важными деталями системы рулевого управления считается не только рейка, зубчатое колесо и электро- или гидравлический усилитель. На самом деле в устройстве этого механизма есть более важные компоненты. Это подшипник и сальник. Если последний имеет малейшее смещение, его необходимо заменить. На необходимость того, что придется приобрести ремкомплект рулевой и выполнить замену всех уплотнителей, может намекать течь гидравлической жидкости или масла. Обнаружить такой симптом достаточно просто. В бачке с жидкостью для гидравлического усилителя очень быстро опустится уровень до минимального показателя. В салоне водитель и пассажиры будут чувствовать характерный запах.


Смотреть галерею

Это говорит о том, что масло из системы управления попадает на горячие детали, просачиваясь через сальник рейки рулевой или другие уплотнители. На месте стоянок автомобиля могут оставаться пятна масла. Кстати, они могут появляться и не только после стоянки, но и во время движения.


Смотреть галерею

О том, что требуется заменить сальник, также сообщит большое количество дыма

Также следует обратить внимание на рулевую рейку, если при выполнении поворотов колесо вращается слишком туго. Иногда возникает гул в месте расположения гидроусилителя, которого раньше не было

Здесь стоит поспешить, а иначе скоро автомобиль может полностью потерять управление. О грядущей замене могут сообщить и повороты, которые машина выполняет очень неохотно. При этом в процессе вращения руля слышен стук. Следует обратить внимание на сальник рейки рулевой и в другом случае. Если рулевое колесо плохо возвращается в свое центральное положение и не хочет оставаться в нем, вероятнее всего, сломан именно этот механизм. Стоит приготовится к ближайшему ремонту рейки, если уровень жидкости в бачке ГУР постоянно падает, а каких-либо видимых причин для этого нет.

Как проводится диагностика сальника в условиях сервисного центра

После обращения собственника машины в мастерскую, специалисты помещают ее в периметр ремонтной зоны. Осмотр необходимо проводить последовательно, с разделением на моторный отсек и днище автомобиля. Такая градация поясняется тем, что рейка расположена так, что недостаточно одной обзорности из капота или под днищем, нужно комбинировать. Исходя из этого, изначально мастер проводит визуальную диагностику в моторном отсеке.

Осмотру подлежит внешняя корпусная часть, пыльники, наконечники рулевых тяг, болты – фиксаторы. Если явных дефектов не обнаружено, но поломка не устранена, мастер поднимает автомобиль специальным подъемником завершения процедуры осмотра. Под днищем в области передней оси необходимо оценить состояние нижней части корпуса рейки, выявить место течи. Для объективности нужно пошатать наконечники тяг. Даже самый незначительный люфт будет свидетельствовать о неисправности.

После того, как механизм полноценно обследован, зафиксированы все дефекты, мастер проводит анализ полученной информации, рассчитывает количество необходимых запасных частей. Начинается этап полного демонтажа с последующей заменой изношенных деталей.

Рулевая рейка: разновидности

Существует несколько видов реек, и различаются они по конструктивным особенностям, а также по принципу действия. В целом же совершенно любая рейка представляет собой кратер, спрятанный в гофрированном чехле, который защищает механизм от пыли и грязи. Также устройство рулевой рейки предполагает наличие подшипников, на которых располагается колесо с зубьями, являющееся приводным.

К этому колесу при помощи специальной пружины крепится непосредственно зубчатая рейка. Пружины применили для того, чтобы между зубчатым элементом и непосредственно рейкой не образовывались зазоры. А для того чтобы ограничить ход, в устройстве имеется стопорное кольцо и втулка шарнира. По такому принципу устроена любая рулевая рейка (ВАЗ-2110 не является исключением).

Начало работы по ремонту рулевой рейки.

Машину необходимо установить на ручник и заблокировать руль. Под задние колеса установить упоры. В целях безопасности от короткого замыкания проводки, во время ремонта под капотом, отсоединяем клемму минуса с аккумулятора.

Затем нужно установить домкраты с обеих сторон автомобиля и подложить опоры рядом с ними. Это необходимо для подстраховки от смещения автомобиля с домкратов. Снимаем два передних колеса, откручиваем гайки на наконечниках, затем ставим специальный съёмник под его тело. С помощью головки начинаем потихоньку крутить, палец постепенно начинает выходить из посадочного места в рычаге, если же с затруднением выходит, то молотком не спеша стучим по рычагу.

Потом необходимо слить всю жидкость из рейки в пластиковую емкость через распределительный шланг, при этом необходимо завести двигатель и крутить руль вправо и влево до конца пока вся жидкость выйдет из системы. Далее откручиваем хомуты и гайки в рейке, на валу рулевого управления отвинчиваем болт,находящийся возле самого пола, с внутренней части салона с водительской стороны. Рейку не спеша тянем на себя небольшими вспомогательными движениями в разные стороны, ведь шестерня, которая расположена на валу рулевой колонки, тяжело снимается. Когда всё удалось и рейка снята, аккуратно вытягиваем весь механизм в правую сторону, там есть свободное место.

Ремонт рейки – сложно, но можно!

Выполнять ремонт рулевой рейки для автомобиля с механическим типом управления намного легче, чем в случае с гидравлическим. Мы рассмотрим пример замены и ремонта гидравлического типа управления, так как в этом случае вы узнаете обо всех возможных сложностях. Для начала необходимо разобраться, из каких элементов состоит рулевая рейка.

Основные элементы – это зубчатый вал, опорная втулка и золотниковый механизм. В механизме гидравлического типа к рулевой рейке крепится насос, который непосредственно приводит её в действие. При снятии рейки он, к слову, очень мешает. Выполнять ремонт рулевой рейки очень сложно. Если вы никогда не выполняли данную процедуру, тогда лучше обратиться в автосервис или к знающему другу, который поможет проделать основные операции.

Помимо знаний, вам нужен будет ряд инструментов и запчастей – специально для работ продаются готовые ремкомплекты. Для каждой модели автомобиля он свой. Но некоторые элементы подходят к авто одной и той же марки – так часто происходит в случае с отечественными автомобилями. Когда ремкомплект приобретен, можно приступить к разборке рейки. Это лучше всего делать на подъемнике или на смотровой яме.

Для начала нужно зафиксировать руль ровно и поставить автомобиль на ручник. Зафиксировать руль можно при помощи механизма блокировки, или же обмотав его уплотнительной лентой вместе с рулевой колонкой. На следующем этапе необходимо снять защиту двигателя, если таковая у вас имеется. После этого откручивайте крепежные детали – складывайте их отдельно, чтобы на этапе сборки не потерять их и не запутаться.

Под капотом при необходимости нужно снять воздушный фильтр, отодвинув патрубки в сторону. Отключите электронные фишки, которые в процессе снятия рулевой рейки могут мешать. Если у вас система управления гидравлическая, то необходимо предварительно выкачать всю жидкость из бачка. В наше время она очень дорого стоит, поэтому экономия вам не помешает – аккуратно перекачайте ее в чистую канистру.

Внутри салона автомобиля нужно открутить, а затем выбить кулачковый механизм. Трубки высокого и низкого давления в гидроусилителе нужно откручивать специальным гаечным ключом, чтобы не «зализать» грани. Ни в коем случае не пытайтесь сорвать их другими подручными инструментами. Это может привести к необходимости полной их замены, а для этого трубки нужно будет развальцовывать. В домашних условиях этого не сделаешь, потому придется обращаться в специализированный сервис, так что вся ваша экономия сойдет на нет.

Кулачковый механизм находится возле педалей газа и тормоза. Как только его снимете, рейку со всеми её механизмами и подшипниками можно вытащить с автомобиля. В процессе демонтажа могут возникнуть осложнения с рулевыми тягами и шаровыми наконечниками, возможно, нужно будет их открутить. Но лучше всего, если вы достанете их вместе с рейкой, потому как новые пыльники будет намного удобней устанавливать, когда все в сборе.

Когда необходимо ремонтировать рулевую рейку

Прежде чем начать сомневаться по поводу неисправности рулевого механизма, необходимо знать какие симптомы могут на это указывать. Есть целый ряд обстоятельств напрямую указывающих на неисправность именно рейки и ряд неисправностей, которые требуют подтверждения догадок специалистами.

  • Стук в редукторе и рулевом колесе;
  • Появление люфта на рулевом колесе;
  • Течи рабочей жидкости из системы гидроусилителя и привода. В этом случае появляются подтеки на самой рейке или пятна на машине;
  • Трудное поворачивание руля;
  • Появление шума при его вращении;
  • Вибрации и скрипы руля на поворотах;
  • Повреждение пыльника рулевой рейки;
  • Снижение управляемости автомобилем.

Виды поломок и способы устранения неисправности

Коррозия валов (рис. 1, 2). В данном случае наблюдается течь гидравлической жидкости через уплотнители (сальники). Данная неисправность устраняется путем шлифовки валов (рис. 3) и установки ремонтного комплекта сальников.

Коррозия валов (рис. 1)

Коррозия вала (рис. 2)

Шлифованные валы (рис. 3)

Выработка в корпусе рулевой рейки приводит к закусыванию руля в одном положении или затрудненному повороту руля в одну из сторон. Устраняется данный дефект проточкой распределителя и установкой специальной медной ремонтной втулки (рис. 4).

Медная втулка (рис. 4)

Выработка зубьев первичного и вторичного валов. В этом случае поломку рейки характеризует стук при вращении рулевого колеса или при движении по неровностям. Неисправность устраняется заменой валов на новые (за дополнительную плату) или б/у отремонтированные в хорошем рабочем состоянии (входит в стоимость ремонта)(рис. 5).

Замена валов на б/у (рис. 5)

Повреждение корпуса рейки (рис. 6). Такое обычно случается во время аварии или наезда на препядствие. в данном случае скорее требуется замена корпуса (рис. 7). Такая замена тоже входит в стоимость ремонта.

Повреждение корпуса (рис. 6)

Замена корпуса (рис. 7)

Как разобрать рулевую рейку

Прежде чем разбирать рулевой механизм необходимо сделать засечки на корпусе и крышке направляющей, которая подтягивает рулевую рейку, это необходимо сделать для того, чтобы при сборке не перетянуть регулировочную гайку.

Отворачиваем крышку направляющей рейки со стопорной контргайкой и вынимаем направляющую с пружиной.

Снимаем корпус управляющего клапана открутив два болта, вытаскиваем управляющий клапан и меняем все кольца, втулки и сальник.

Снимаем хомуты крепления пыльников рулевых тяг, отводим пыльники к рулевым наконечникам.

Отворачиваем наконечник рейки, предварительно отогнув законтренную шайбу.

При помощи газового ключа и специального съемника, сделанного из трубы, отворачиваем крышку направляющей рейки, вытаскиваем саму рулевую рейку и удаляем старый внутренний сальник.

Поверяем рейку на предмет износа (задиры, рытвины, ржавчина), если в рабочей поверхности (где ходит сальник) не имеется сильной выработки можно использовать данную рейку в дальнейшем. Если же все таки имеются серьезные повреждения необходимо её заменить, хотя в некоторых случаях помогает восстановление её путем напыления металла с последующей шлифовкой.

Меняем все манжеты, кольца, шайбы и сальники, собираем рулевой механизм в обратной последовательности.

Далее устанавливаем рулевую рейку на автомобиль, заливаем новую жидкость ГУР (dextron) и прокачиваем повернув рулевое колесо до упора влево и вправо несколько раз, с небольшими задержками в конце.

Если по какой то причине вы не сделали засечки на регулировочной гайке, необходимо выполнить полную затяжку, после чего отпустить регулировочную гайку на четверть оборота и зафиксировать контргайку. После проверяем работу ГУРа, если вращение рулевого колеса происходить с сильным усилием, регулировочную гайку необходимо немного ослабить.

Важно не перетянуть рейку!

Пошаговая замена своими руками

Существуют такие моменты, когда обращаться в мастерскую нет возможности. В таких случаях приходится самостоятельно осуществлять ремонт автомобиля. Замена рейки рулевой, не исключение. Для этого не потребуется много времени и огромных знаний. Замена производится достаточно просто, однако существуют свои особенности. При условии соблюдений всех правил, проблем с заменой возникнуть не должно.

Перед началом ремонта, нужно обязательно найти сальники, лучше всего будет найти заводскую модель, которая соответствует марки вашего автомобиля. После этого можно приступить и к самому ремонту.

Для этого нам понадобится:

  1. Нужно позаботиться о хорошем инструменте, который просто необходим при любых ремонтных работах. Набор инструмента, стандартен при любой марки автомобиля. Сам инструмент нужен следующий: тиски, верстак, воротки и головки, резиновый шланг, ключ на тридцать два, стоит отметить, что шланг должен быть довольно толстый, а длинна его быть не менее полу метра. Еще одним элементом, который понадобиться для ремонта, являются две ёмкость объемом по литру каждая. Также может понадобиться дрель, шуруповерт и газовый ключ.
  2. Далее переходим к снятию рейки, поскольку заменить сальники, без снятия рейки с автомобиля, просто невозможно. Снятие осуществляется достаточно элементарно у большинства моделей, однако существую автомобили, у которых снятие осуществляется лишь при помощи специального съемника, для этого может понадобится его приобретение. Как правило, купить его можно только у официальных дилеров.  Для того, чтобы начать демонтаж, прежде всего отключаем аккумулятор. Стоит отключить и клейма на подушках безопасности (если они конечно есть). У некоторых моделей автомобилей, существует проблема при демонтаже, для этого понадобится снять балку с опорами. Для этого понадобится поднять коробку передач, при помощи домкрата. Затем нужно будет слить всю жидкость с из рулевой системы, при помощи шланга. Для этого понадобиться периодически поворачивать руль, то в одну сторону, то в другую. После этого, нужно открутить все остальные крепежные элементы и демонтировать рейку. Однако, это сделать не так-то просто с первого раза, но если приложить некоторые усилия, то обязательно все получится.
  3.  После проделанных манипуляций, можно приступать непосредственно к замене сальника. К сожалению, для того, чтобы преступить к ремонту интересующего нас элемента, нам понадобиться приложить немало усилий. Для начала, нам придется разобрать всю рулевую полностью. Для этого необходимо снять все крепежные элементы, открутить рулевые тяги, а также болты регулятора. Для того, чтобы добраться до самого сальника, необходимо убрать верхнюю торцевую крышку, он находится прямо за ней. Выбить сальник не составит большого труда. Не стоит заниматься демонтажем слишком активно, все делать предельно аккуратно, дабы не повредить элементы данного узла. Собирается, все точно так же, только в обратно порядке, при этом, каждый элемент тщательно смазываем технической смазкой. После сборки всех элементов и установки рулевой на место, нужно залить техническую жидкость обратно, при этом в обязательном порядке, нужно прокачать систему.
  4. После проделывания столь нехитрых манипуляций, проблема должна быть решена в полном объеме. Однако существует мнение, что после этого, нужно обязательно сделать развал схождения. В этом сходятся, как опытные водители, так и профессиональные мастера. Обуславливается это тем, что при выполнении работ, могла быть сбита регулировка, из-за съема балки. Конечно, это далеко не всегда так, однако береженного Бог бережет. Если хочется избежать проблем с рулевым управлением, то нужно придерживаться определенным правилам.  Во-первых, не стоит часто ездить по дорогам с плохим дорожным полотном. Во-вторых, нужно регулярно проходить технический осмотр, это позволит вовремя выявить все проблемные места у автомобиля. Давление в шинах, это ещё одна важная особенность, для полноценной работой рулевого управления. Поэтому, нужно следить и за этим показателем. Стоимость замены.

При условии, что у вас есть все необходимые инструменты, в среднем цена на ремонт составит около 1000 рублей. При обращении в автомастерскую, с вас потребую не менее 2000 рублей, это при условии, что автомобиль не имеет индивидуальных особенностей.

Понятие сальника и его роль в механизме управления


Сальник входит в систему рулевого управления техническим средством. В зависимости от конструкции и характеристик, количество таких уплотнителей может достигать четырех или пяти штук. Штатное место установки – зубчатый механизм. Уплотнитель изготавливается из каучукового материала с добавлением различных примесей для повышения показателя прочности.

Внешняя форма сальника – круг правильной геометрической формы с отверстием. На внутреннем отверстии установлена пружина для повышения прочности и обжима. Сальник постоянно устанавливается в тех местах, где работа связана с гидравлическим маслом или иной жидкостью в целях предотвращения течи. В некоторых случаях сальники устанавливаются вместе с подшипниками.

Принцип действия достаточно прост и интуитивно понятен – герметизация и уплотнение соединений деталей и вращающихся механизмов. Благодаря наличию специальной набивки – уплотнительного материала, деталь плотно прилегает к стенке корпуса при воздействии. Создается герметичность, и гидравлика не вытекает наружу. Таким образом, зубчатая рейка передвигается по периметру корпуса, при этом постоянно находясь в смазывающем веществе. Помимо рулевого механизма, сальники активно используют в коленчатом вале, ступицах.

Демонтаж рейки

Первым делом необходимо снять рулевую рейку. Без демонтажа балки с опорами двигателя, а также стабилизатора и части выхлопной трубы снять рулевую рейку невозможно. Для этой операции на некоторых моделях автомобилей может понадобиться специальный съемник. Снимают минусовую клемму с аккумулятора. На авто, оснащенных подушками безопасности, рекомендуют также отсоединить и плюсовой провод.

Далее ожидают в течение десяти минут и переходят к демонтажу балки. Предварительно домкратом поднимают коробку переключения передач в двух местах. Теперь, когда все узлы сняты, необходимо слить жидкость из рулевой системы. Снимают шланг с распределителя и опускают его в бутылку.

Потом заводят мотор и поворотом руля в одну и другую сторону до упора ожидают, когда сольется вся жидкость в емкость. Руль лучше закрепить, чтобы не порвать проводку.

Далее вынимается непосредственно рейка с установленных мест. Чтобы ее демонтировать, откручивают крепежные элементы. Часто удастся снять рейку с первого раза, но так получается не всегда – этому мешают крепежные выступы. Но при определенной доле усилий это получится.

Рулевая рейка Nissan Primera P12 — диагностика

Диагностика проводится в несколько этапов, в ходе которых определяется, где именно находится неисправность. Если слышится стук или присутствует люфт, то необходимо исследовать все взаимосвязанные детали: рулевые тяги, рулевые наконечники, шаровые опоры, рулевой вал, крестовину, сайлентблоки. Иногда стук и люфт вызывает вовсе не рулевая рейка, а какая-либо из перечисленных составляющих.

Если проблема все-таки связана с рейкой, то необходимо переходить к следующему шагу. Сначала определяется, не издает ли стук выдвижная планка. Ее нужно обхватить рукой, после чего дергать вверх и вниз. Если стук присутствует, то в такой ситуации он говорит об износившихся скользящих втулках. Если же планка не стучит, то проверяется вал рулевой рейки. Его необходимо поворачивать в левую и правую сторону, чтобы понять, присутствует ли неисправность в этом месте. Если здесь проблем нет, то, скорее всего, неприятность заключается в увеличившемся зазоре между шестерней и зубчатой планкой.

Рулевую рейку нужно проверить и на наличие утечки масла. Течь обычно возникает из-за порванных пыльников, а попадание грязи приводит в негодность сальники и уплотнительные кольца. В результате нарушения герметичности и происходит протекание жидкости.

В случае тугого руля нужно проверить наличие течи, а если ее нет, то измерить уровень гидравлического масла в бачке, расположенном под капотом. Те же самые манипуляции проводятся, если слышится гул либо посторонний шум. Иногда проблема заключается в насосе ГУР и сопровождается противным жужжанием.

Дефектовка деталей

Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.

Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа

Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки. 

Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.

На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.

Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно. 

Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена

Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.

Установка рулевой рейки

Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.

Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.

Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до отметки «максимум».

Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).

Как прокачать систему ГУР

  1. Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.
  2. Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.
  3. Запустите мотор.
  4. Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.
  5. Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите  соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.

Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.

После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:

  • Руль стал легче и «острее».
  • Стуки и шумы прекратились.
  • Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.
  • Рейка не течет.
  • Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.

Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.

После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий