Замена шкива генератора ваз 2109 своими силами

Назначение генератора

Электрогенератор в автомобиле является одним из важнейших элементов, так как именно он обеспечивает бесперебойную работу электрической бортовой сети и заряд аккумуляторной батареи. Все АКБ, устанавливаемые в автомобилях, не предназначены для постоянного питания без подзарядки основных электронных узлов в автомобиле (сюда относятся: фары, сигнал, дворники, музыка, мотор отопителя и т.п.). Генератор же в этой связке играет большую роль, преобразуя механическую энергию в электрическую и заряжая электронную батарею.

Принцип работы электрогенератора достаточно простой. Его основной задачей является выработка электроэнергии и подача её на контакты АКБ. В действие генератор может приводиться только при работающем двигателе, но несколькими способами:

  • через индивидуальный ремень;
  • через общий ремень дополнительных агрегатов.

Индивидуальный ремень (или ремень доп. агрегатов) с одной стороны закрепляется на шкиве генератора, а с другой – на шкиве коленвала или промежуточного вала двигателя. Крепление генератора может быть разным:

  • на 2112 оно расположено снизу;
  • на «классике» – посередине;
  • на автомобилях УАЗ крепление находится наверху.

Во время работы двигателя крутится коленвал (или промвал), который через ремень передает энергию на электрогенератор и раскручивает его. Полученная энергия преобразуется в электрическую и поступает на контакты аккумуляторной батареи, тем самым поддерживая стабильное напряжение АКБ и предохраняя ее от разряда и выхода из строя.

Аккумуляторная батарея выполняет роль своеобразного накопителя, который постоянно накапливает и отдает электрический ток в бортовую сеть машины. При неработающем двигателе АКБ не получает подзарядки и работает в режиме отдачи. Многим автолюбителям знакомы ситуации, когда двигатель еле-еле крутит, а фары светят достаточно тускло. В таких случаях неопытные водители сразу начинают грешить на аккумуляторную батарею или другие электронные узлы автомобиля. Однако виновника не всегда так легко найти, потому что проблемы могут быть как с АКБ, так и с самим генератором или электропроводкой.

Не стоит волноваться раньше времени. Если автомобиль стоит на улице длительное время и не заводится, то аккумуляторная батарея самопроизвольно разряжается, и это абсолютно нормально. Особенно часто такие проблемы возникают при длительной стоянке машины зимой, когда отрицательные температуры оказывают негативное влияние на состояние АКБ.

Если же автомобиль не простаивает на улице, а постоянно заводится и ездит, то вышеуказанные проблемы (когда мотор еле-еле крутится) могут быть вызваны следующими факторами:

  • серьезные проблемы с электроникой (утечки тока, некачественные соединения и т.п.);
  • плохое состояние аккумуляторной батареи;
  • трещина в креплении генератора (на ВАЗ 2107 и 21213 часто встречается);
  • неисправности в электронной части электрогенератора;
  • растяжение ремня, неправильная установка или ослабленное верхнее и/или нижнее крепление генератора (на ВАЗ 2110 и других переднеприводных ВАЗах проблема встречается достаточно часто).

Как поменять диодный мост ВАЗ 2107

Для того, чтобы поменять диодный мост (подкову), требуется открутить три винта, удерживающие обмотки статора.

Перед принятием решения о замене диодного моста, лучше с помощью мультиметра прозвонить диоды. В случае, когда один из диодов пробит (сопротивление близко к нулю), лучше поменять подкову целиком на новую. Самостоятельный ремонт диодного моста возможен при наличии соответствующих диодов, но не неэффективен, так как цена на него невысока.

Если обмотки статора почернели, то это значит, что в процессе эксплуатации они сильно перегревались и требуется замена статора.

После произведения ремонта, сборка и монтаж в автомобиль делается в обратной последовательности. Установив ремень генератора, выполняется его натяжение и фиксация с помощью гайки. Натягивая ремень используйте монтажку, вставляя ее между генератором и блоком двигателя. Так же поступают когда проводилась замена ремня генератора ВАЗ 2107.

Далее подключаются клеммы проводов к аккумуляторной батарее в последовательности: положительная, затем отрицательная.

По окончании монтажных работ производится пробный запуск двигателя и измерение параметров заряда АКБ. В случае соответствия параметров ремонт считается выполненным. Полная замена генератора ВАЗ 2107 проводится только при значительном повреждении его или по желанию при отсутствии запчастей. Цена нового генератора находится в пределах от 3.000 до 5.000 рублей.

Устройства обгонного шкива генератора

На сегодняшний день существует три типа шкивов:

цельнолитые шкивы, демпферные шкивы и обгонные шкивы.

Кратко о первых двух: цельнолитые шкивы представляют из себя обычную болванку необходимую для передачи вращения ремня на вал ротора; демпферные шкивы первый шаг на пути изоляции генератора от вибраций ремня, большого распространения так и не получили.

Обгонные шкивы, на данный момент, являются оптимальным решением.

В отличии от твердотельного шкива, обгонный шкив проскальзывает по направлению тормоза ремня. Впервые примененные в 1996 году компанией INA, они зарекомендовали себя как отличное решение проблемы вибрации ремня и резонанса системы “ремень-генератор”. Такой шкив производства INA (Overrunning Alternator Pulley (OAP)) состоит из шкива с размерами подходящими для использования в текущей системе ременного привода, однонаправленного привода с подшипниковой опорой, стального сердечника и двух сальников. Однонаправленный привод и сальники — стандартные компоненты.

Модульная система разработана специально для простого решения потребностей заказчика. Сам привод может ставиться в любой шкив, таким образом, создание нового образца для нового двигателя не составляет особых трудностей.

По другому ситуация обстоит с появившимися в 2000 году обгонными шкивами производства компании Litens (Overrunning Alternator Decoupler (OAD). Изначально позиционирующиеся как аналог OAP, они показали более качественный эффект изоляции вибраций ремня. Основная изюминка этой компании заключается в пружинах. В отличи от OAP OAD шкивы реализованы на принципе “оттянутого тормоза” поэтому снижение биения ремня гораздо эффективнее чем в OAP шкивах, также за счет пружин получается более плавный пуск генератора. В отличие от OAP OAD имеет собственную резонансную частоту и привязан к определенным размерам и амперажу генератора.

Пример: машина комплектуется генераторами 90 и 150 ампер, на оба генератора можно поставить один и тот же шкив OAP, но OAD шкивы будут разными.

Итак, мы выяснили, что обгонный шкив генератора изолирует его инерционный момент от неравномерного вращения коленвала ДВС.

Какие же положительные эффекты при этом достигаются:

  • Минимизация биения ремня;
  • Снижение силовых пиков в ременной передаче;
  • Снижение амплитуды движения натяжного механизма;
  • Увеличение срока службы ремня;
  • Улучшение шумовых характеристик ременной передачи;
  • Снижение проскальзывания ремня на шкиве генератора в момент переключения передачи(в частности при быстром переключении в системах с двойным сцеплением или автоматической трансмиссией);
  • Снижена нагрузка на всю систему в момента пуска двигателя и в момент «стоп-старт» функции;
  • Предотвращает силовое сопротивление во всей системе, что приводит к снижению трения, соответственно и экономия топлива и выброса СО2.

По ресурсу производители сошлись на одной отметке в 100 тысяч километров. Кстати немаловажный факт: при замене шкиваобязательно рекомендуется менять натяжник и ремень, их долговечность сильно зависит друг от друга.

Замена со снятием генератора

Люфт шкива генератора ваз 2110

Нужно знать, что в продаже встречаются шкивы двух типов (нового и старого образцов). Нужно брать именно старого образца, так как для десятки подходит только такой. Шкивы нового образца изготавливаются с другими размерами.Замена шкива происходит следующим образом:

  • ​ Открыть капот.
  • ​ Снять клемму аккумулятора.
  • Снять ремень генератора.
  • ​ Изъять генератор.
  • ​ Вынуть поврежденный шкив. Обычно снять его непросто, так как он окисляется и надежно присоединяется к генератору.
  • ​ Перед установкой нового шкива нужно проделать с внутренней его стороны небольшое отверстие (примерно 2 мм). Для этого необходимо его тщательно накалить и аккуратным движением пропилить.
    В итоге он лучше сядет на генератор.
  • ​ Собирать все нужно в определенной последовательности. Сначала нужно вставить шайбу, после – крыльчатку.
  • ​ Затем на место ставится и сам шкив.
  • ​ Вся конструкция закрепляется тремя гайками разного размера.
  • ​ Вставляется гровер.
  • ​ Теперь нужно вкрутить еще одну гайку для более надежного закрепления.

Ремонт шкива

Если поломка шкива не является значительной, то ее можно устранить.Избавиться можно от таких неприятностей:

  • ​ Небольшой люфт (именно небольшой, так как если шкив расшатан, то он уже на 100% является поврежденным). Для устранения следует покрепче зажать болты крепления к генератору.
  • ​ Маленькая трещина, которую можно запаять.
  • ​ Срок эксплуатации защитной крышки вышел. Обычно защитная крышка входит в комплект вместе со шкивом.
    Установить ее можно довольно просто, однако ее нельзя использовать более одного раза, так как она не обладает высоким качеством, которое бы позволило многоразовое эксплуатирование.
  • ​ При этом ни в коем случае нельзя использовать шкив без крышки, так как она выполняет защитную функцию. Из-за этого он сломается.
  • ​ Дисбаланс шкива и муфты. Справиться с этой проблемой можно только в случае, когда он незначительный.

Заменить шкив можно и своими руками, так как сделать такую работу совсем несложно даже в домашних условиях. Однако цена ремонта может быть различной.
Ведь зачастую нужно менять не только шкив, а и другие детали генератора, так как его повреждение приводит к выходу из строя других составных частей. Конечно, прежде чем приступать к ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему.
Инструкция также не помешает. Кроме того можно пользоваться рубрикой вопросы/ответы на многих сайтах в Интернете.

Замена подшипников

Ваз 2112 как поменять подшипник генератора

Итак, настал момент истины – нужно заменить подшипники. Окончательно удостоверимся, что это точно подшипники, а не что-нибудь другое. Слышен шум подшипника при работе мотора автомобиля:

  • Останавливаем двигатель.
  • Снимаем ремень генератора и запускаем двигатель вновь, чтобы удостовериться, не натяжной ли ролик барахлит. Если звук после снятия ремня остался, то нужно заменить ролик, а если шум исчез, то дело в подшипниках уже точно.

Снятие генератора

Приступим:

  • Ослабляется гайка крепления генератора.
  • Снимается регулировочный болт.
  • Клемма минуса АКБ отключается.
  • Провода отсоединяются от генератора.
  • Передняя часть защиты картера подвергается демонтажу.
  • Откручивается нижнее крепление генератора.
  • Генератор снимается через низ.

Ваз 2112 подшипники генератора

Разбор генератора

Итак:

  • Блокируем ротор генератора, откручивая затем шкив. Делаем это очень аккуратно, чтобы не повредить ничего.
  • Снимаем кожух, оттягивая защелки.
  • Разбираем щетки и 4-ре болтика половинок генератора.
  • Снимаем заднюю крышку, прежде сделав метки на двух половинках.

Примечание. Задняя крышка легко снимается при помощи отвертки.

На резьбу ротора накручивается гайка.

Примечание. Ротор с генератора легче всего снять, если взяться двумя руками за ушки передней крышки генератора, а затем хорошенько стукнуть стороной, где гайка по массивной деревяшке.

Функции

Ваз 2110 в генераторе открутился шкив

Неисправный шкив приводит к тому, что появляются разные неисправности генератора, так как он выполняет такие важные функции:

​ Во-первых, он – своеобразная защита генератора. Во время движения машины коленвал также находится в постоянном движении. Это приводит к тому, что образуются небольшие колебания. Воздействуя на генератор, такие колебания привели бы к его поломке. К счастью, шкив тщательно защищает его от этого.

Ваз 2110 шкив генератора

  • ​ В частности, благодаря ему даже ремень перестает колебаться с предыдущей силой.
  • ​ Ремень уже меньше растягивается, благодаря чему он будет функционировать дольше. Поэтому если не заменить вовремя шкив, то ремень может разорваться.
  • ​ Привод ремня работает гораздо тише.
  • ​ Шкив способен разгрузить генератор при повышенных оборотах. В этом случае на двигатель будет оказываться меньшая нагрузка.
  • ​ Используя исправный шкив, аккумулятор не будет разряжаться слишком быстро. Поэтому автомобиль дольше проработает.
  • ​ Изменив шкив генератора, также изменится и передаточное число. В итоге – на холостых генератор будет намного медленнее крутиться, поэтому он ничего не выдаст, и расход бензина, в том числе, будет значительно меньше.

Причины поломок

Ваз 2110 шкив привода генератора

Шкив генератора ломается довольно часто, поэтому чтобы предостеречь свой автомобиль от такой неприятности, следует знать основные причины, по которым это происходит:

​ Шкив генератора, впрочем, как и его внутренне кольцо, в процессе изготовления не закаливаются. Поэтому они являются очень хрупкими деталями, ввиду чего они могут повредиться даже при не очень серьезных ударах.

Крепление шкива генератора ваз 2110

​ При установке его на место нужно помнить, что момент затяжки изделия на генератор должен находиться в пределах 80 Нм. Если этим пренебречь, то шкив будет шататься.

Замена подшипников

Чтобы снять генератор на автомобиле ВАЗ 2110, необходимо выполнить следующие операции:

отсоединить плюсовую клемму аккумуляторной батареи;
отпустить механизм натяжки ремня и снять ремень, для чего открутить фиксирующую гайку на 13 и выкрутит болт на 10 механизма натяжителя;

отсоединить провода генератора;
открутить нижнее крепление генератора, вытащить болт и снять его с автомобиля.

Теперь, когда генератор снят, можно приступать к его разборке. Сначала потребуется снять шкив, для чего открутить его гайку на 24. Сделать это можно либо с помощью ударного гайковерта, либо зажав шкив в тиски, обвернув его двумя-тремя старыми ремнями.

Отвернув гайку шкива, стянуть его с оси генератора. Для этого понадобится двух или трехлапый съемник подходящего размера, который можно приобрести на любом автомобильном рынке.
После того, как шкив снят, можно разбирать корпус генератора, предварительно сняв регулятор напряжения с щеткодержателем, диодный выпрямитель и конденсатор, которые спрятаны под пластиковой крышкой.

Чтобы разобрать корпус генератора, необходимо открутить 4 винта, которые стягивают его половинки. Обычно винты за время службы генератора прикипают, поэтому рекомендуется перед разборкой залить их какой-нибудь жидкостью типа WD-40.
Открутив винты, снимаем переднюю крышку генератора, в которой находится передний 303 подшипник. На заводе при установке подшипника выполнят завальцовку крышки корпуса генератора для его надежного крепления, поэтому понадобится подобрать оправку по диаметру посадочного места подшипника, на которую опереть крышку корпуса и выбить или выпрессовать его с обратной стороны.

Подобрав оправку по диаметру наружной обоймы подшипника забить его на место.
Если подшипник менялся несколько раз и его посадочное место в крышке разбито, ее необходимо заменить. Новая крышка продается с уже установленным подшипником.
Если необходимо заменить задний подшипник, то продолжить разборку генератора, для чего снять с генератора статор с обмотками, затем пальцами вытолкнуть пластиковую опору заднего подшипника и снять ее с ротора генератора. После снятия опоры откроется доступ к заднему подшипнику. Для его снятия понадобится тот же съемник, что и для шкива генератора

Стянув старый подшипник, запрессовать новый с помощью оправки диаметра внутренней обоймы подшипника.ВНИМАНИЕ! В данном случае бить по наружной обойме подшипника запрещено! Это значительно снижает его срок службы. Зажимать ротор в тиски за ось запрещено! Задиры на ней будут препятствовать сборке генератор.

Если подшипник устанавливается без помощи гидравлического пресса, ротор необходимо опереть осью на деревянную поверхность, желательно накрутив предварительно гайку на резьбу крепления шкива для предотвращения ее повреждения.
После напрессовки нового подшипника собрать генератор в обратном порядке и установить на автомобиль, подключить проводку, после чего выполнить натяжку ремня

Перед установкой старого ремня проверить его состояние, при необходимости заменить.

Натяжка ремня производится по следующему алгоритму:

  • при ослабленной фиксирующей гайке на 13 натяжного механизма ремня генератора закручивать болт натяжителя ключом на 10 до тех пор, пока ремень при нажатии с усилием 10 кгс не будет провисать на 10-15 см;
  • затянуть фиксирующую гайку генератора.

ВНИМАНИЕ! Перетяжка ремня генератора недопустима! Это грозит быстрым выходом из строя его подшипников и сильному износу ремня и шкивов (коленчатого вала и генератора). На данной операции процесс замены подшипников генератора можно считать завершенным

На данной операции процесс замены подшипников генератора можно считать завершенным.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что затягивать с заменой подшипников не стоит. Помимо неприятного звука несвоевременная замена подшипников может привести к их разрушению, клину и, как результат, выходу из строя генератора.

В некоторых случаях генератор не подлежит ремонту, а новый стоит намного дороже, чем подшипники и потраченное время на их замену. Новые подшипники решают проблему шумности генератора и значительно продлевают его срок службы.

Неисправности и их устранение

Начнем с самого простого и очевидного. С работы индикаторов. Вот какие трудности могут появиться.

Постоянное горение индикатора (даже при выключенном зажигании)

Для устранения неисправности потребуется заменить диодный мост на новый. Причиной этому послужило замыкание на нем. Можно попытаться провести его ремонт, но для этого нужны знания. Стоимость замены невысокая.

Не работают приборы и датчики

Для этого потребуется провести проверку всей проводки и контактов. Нередко причиной подобного инцидента становится блок предохранителей. Нужно проверить вольтаж на всех участках для определения места неисправности. Если причиной стал генератор, то нужно проверить натяжку ремня, устойчивость шкива. Далее подлежат проверке «шоколадка», щетки, диодный мост.

Индикатор аккумулятора все время горит при включенном зажигании

Начать нужно с проверки аккумулятора. При этом проводится осмотр как на остывшей машине, так и на разогретой. Если происходит перегрев и закипание, то нужно проверить блок регулятора напряжения на генераторе, проверить стертость щеток. Нельзя забывать о ремне, шкиве и подшипниках. Чтобы избежать лишней работы, нужно промерить напряжение между генератором и аккумулятором. Чаще всего это сигнал о том, что нет зарядки аккумулятора.

Индикатор мигает

Если в предыдущем случае чаще всего не хватает зарядки, то здесь, наоборот, идет перезаряд. Необходимо заменить блок регулятора и щетки.

Причиной шума может стать износ подшипников, сильное натяжение или ослабление ремня. Нужно убедиться в надежности всех креплений и целостности прокладок. Реже причиной этого становится неисправность ротора, статора. И, опять-таки, все те же щетки генератора могут издавать самые неприятные звуки. В этом случае их меняют или протирают бензином.

Перепады напряжения

Лучше всего это заметно в темное время суток. Если фары горят неравномерно, а постоянно меняют силу света, то требуется замена регулятора напряжения.

Замена генератора ВАЗ 2107 своими руками

Если вы не хотите переплачивать за работу по установке нового генератора, его можно установить самому, тем более что ничего сложного в этой процедуре нет.

  • торцевой ключ с «карданом» на 17 (для моделей 372.3701) или такой же на 13 (для моделей 9412.3701);
  • торцевой ключ на 19;
  • торцевой ключ на 10.

Порядок выполнения работ

  1. Установите автомобиль на эстакаду или автомобильную смотровую «яму», зафиксируйте его стояночным тормозом.
  2. Поднимите капот, отключите провод «массы» от аккумулятора.
  3. Для удобства доступа к креплениям генератора демонтируйте АКБ при помощи ключа на 10;
  4. Торцевым ключом на 17 или на 13 (в зависимости от модели) отверните гайку фиксации генератора к регулировочной планке.
  5. Спуститесь в смотровую яму и демонтируйте защиту двигателя.
  6. Снимите ремень генератора с его шкива.
  7. Отсоедините колодку провода от контактов генератора.
  8. Отодвиньте резиновый защитный колпачок, и ключом на 10 выкрутите гайку фиксации наконечников электропроводов к «плюсовому» выводу генератора, соединенного с соответствующей клеммой аккумулятора.
  9. С помощью торцевого ключа на 19 отверните гайку фиксации статора генератора к кронштейну блока цилиндров.
  10. Извлеките фиксирующий болт и снимите генератор через низ моторного отсека.
  11. Установите на место новый генератор.
  12. Наденьте ремень на его шкив, а также на шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
  13. Зафиксируйте генератор и присоедините защиту двигателя.

Снятие генератора

Процедура снятия электрогенератора с автомобиля несложная, но для её выполнения требуются базовые навыки работы с оборудованием и хотя бы поверхностные знания об агрегатах в подкапотном пространстве. Этапы работы можно условно подразделить на несколько шагов:

  1. Отключение электронной части.
  2. Снятие верхнего удерживающего устройства.
  3. Снятие нижней площадки крепления.
  4. Правильное извлечение ремня и натяжного устройства.

Снять крепление генератора как на ВАЗ 2110, так и на других моделях ВАЗов, можно, если следовать определенной инструкции. Принципиально процесс работы с автогенераторами на автомобилях ВАЗ практически идентичен, а основное отличие заключается только в расположении силового агрегата. На ВАЗ семейства 2101 — 2107, 21213, 21214 мотор в подкапотном пространстве располагается продольно, а на переднеприводных моделях двигатель устанавливается поперечно. Чертеж креплений для переднеприводных моделей идентичен, отличаются лишь сами электрогенераторы, их мощность и размеры шкивов.

В зависимости от того, какое расположение мотора у вашего автомобиля, могут возникнуть определенные сложности. Так, на классических ВАЗах, а также Нивах, процедуру снятия автогенератора проводить легче из-за доступности узлов. В то время, когда на переднеприводных моделях, доступ к узлам осложнен из-за поперечного расположения силового агрегата. Не редки случаи, когда до закисших болтов, фиксирующих «гену», добраться не так уж и легко.

Для проведения работ по снятию генератора на ВАЗ 2115, 2114 и других моделях переднеприводного семейства потребуется набор торцевых головок и рожковых ключей, фонарик, смазка WD-40 (или другая аналогичная) и набор новых комплектующих (ремень, шкив, крепления и болты). Стоит помнить, что на переднеприводных моделях ВАЗа доступ к агрегатам затруднен, поэтому может потребоваться смотровая яма или подъемник. Если доступа к яме или подъемнику нет, допускается поддомкратить машину и снять правое переднее колесо (по ходу движения) и после этого доступ к электрогенератору будет упрощен.

В первую очередь, на заглушенном автомобиле необходимо снять клеммы с аккумулятора и извлечь его. Данная процедура делается для того, чтобы обезопасить себя и электронику авто от возникновения короткого замыкания. После чего с автогенератора снимают два провода — один силовой (как правило, красного цвета), а второй — управляющий (тонкий провод с белым или серым разъемом). Силовой провод находится в специальном термокожухе, его необходимо сдвинуть, лишь после этого будет открыт доступ к клемме на на агрегате.

Как только провода сняты, отводим их подальше, чтобы они не мешали последующим манипуляциям по снятию агрегата. Теперь необходимо ослабить натяжение ремня. Для этого выкручиваем натяжной винт и двигаем генератор в одну из сторон. Во время движения автогенератора проверяем степень натяжения ремня.

Когда натяжение ремня ослаблено, можно полностью раскрутить натяжной винт и открутить стопорную гайку верхней крепящей конструкции. Теперь есть доступ к натяжной планке, её можно спокойно достать из крепления и отложить в сторону.

Чтобы открутить нижнюю планку фиксации потребуется яма или подъемник. На нижнюю площадку электрогенератор устанавливается за счет специальных «ушек» в конструкции, а уже они, непосредственно, фиксируются на самом кронштейне. Откручивать нижний кронштейн надо рожковым ключом или торцевой головкой. После откручивания фиксирующей гайки следует вынуть металлическую втулку и длинный болт (вытаскивается с другой стороны). Процесс снятия электрогенератора завершен.

Разборка и сборка генератора

Разбираем генератор 5102.3771 для проверки и замены регулятора напряжения, выпрямительного блока, ротора, статора и подшипников. Проверка генератора показана в разделе «Диагностика неисправностей». Замену регулятора напряжения можно выполнить на автомобиле, не демонтируя генератор. Для наглядности замену регулятора напряжения показываем на снятом генераторе. Головкой «на 8» отворачиваем гайку…

…и снимаем клемму с вывода «D+» генератора.

Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления кожуха.

Снимаем кожух генератора.

Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления вывода регулятора напряжения.

Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления регулятора напряжения.

Снимаем регулятор напряжения.

Снимаем прокладку. Для разборки генератора…

…снимаем три шайбы со шпилек крепления кожуха.

Маркером помечаем взаимное положение крышек генератора.

Головкой «на 7» отворачиваем четыре болта, стягивающих крышки.

Снимаем заднюю крышку со статором в сборе. Если статор не выходит из передней крышки, поддеваем его отверткой с разных сторон относительно передней крышки.

Надеваем на гайку крепления шкива высокую головку «на 24» и через ее отверстие вставляем шестигранник «на 8» в отверстие вала ротора. Отворачиваем гайку крепления шкива, зажав инструментальную головку трубным ключом или в тисках. Снимаем пружинную шайбу.

…и распорную шайбу.

Выталкиваем вал ротора из передней крышки…

…и снимаем крышку. Для замены переднего подшипника…

…шлицевой отверткой отворачиваем четыре винта крепления прижимной пластины подшипника.

Снимаем прижимную пластину.

Руками выталкиваем подшипник из гнезда…

…и снимаем его. Если вытолкнуть подшипник не удается, выбиваем его с помощью оправки или инструментальной головки подходящего диаметра. Для замены заднего подшипника…

…двухзахватным съемником спрессовываем подшипник с вала ротора. При выполнении этой операции винт съемника следует упирать точно в центр вала, чтобы не повредить пластмассовый изолятор контактных колец ротора. Для установки захватов съемника на пластмассовой втулке ротора выполнены две лыски. Если необходимо снять выпрямительный блок или статор…

…отпаиваем шесть выводов обмотки статора от выводов выпрямительного блока… …и отвернув ключом «на 8» три гайки крепления снимаем выпрямительный блок и статор. Сборку генератора выполняем в обратной последовательности. Для установки заднего подшипника опираем передний конец вала ротора о деревянный брусок…

…и напрессовываем подшипник на задний конец вала оправкой или отрезком трубы подходящего диаметра, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника. Если передний подшипник не удается вставить в крышку генератора…

…запрессовываем подшипник в крышку подходящей инструментальной головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

Типичные проблемы с электродвигателем ВАЗ

Для начала обговорим, каковы типичные неисправности легкового автомобиля ВАЗ 2107.

  1. Особенно часто встречающийся вид поломки – это изнашивание щеток электрического мотора. На такую проблему может указать слишком низкое напряжение на выходе, а, значит, частый разряд аккумуляторной батареи.
  2. Также нередко автолюбителям приходится сталкиваться с поломками подшипников. Многие владельцы ВАЗ жалуются на характерные шумы, после чего им приходится заменять подшипник.
  3. Встречаются отзывы о выходе из строя диодного моста. Это случается порой из-за неправильного обращения с электрическим мотором.


Чтобы конкретнее определить поломки генератора данной машины седьмого поколения классики или же, скажем, ВАЗ 2106, нужно приготовить:

  • набор ключей;
  • отвертки;
  • съемник;
  • брусок, резиновый молоток.

Кстати, типичные проблемы генератора у ВАЗ 2109 те же самые. В общем, чтобы все их выявить, надо прежде снять агрегат с автомобиля.

  1. Но для этого сначала отсоединяем аккумулятор и провода от электродвигателя.
  2. Демонтируем агрегат. Теперь уже проще будет определить все неполадки сборочной единицы.
  3. После снятия аппарата отделяем шкив, одновременно фиксируя инструментом ротор.
  4. Здесь сразу доступно к осмотру реле регулятора напряжения, оно тоже порой выходит из строя. Например, если аккумулятор постоянно кипит, стоит проверить это реле.
  5. Выкрутив гайки, можно снять крышку электромотора.
  6. В крышке как раз находится подшипник, который порой шумит. Это относится к основным неисправностям отечественного генератора. Если подшипник разваливается, его надо выпрессовать с помощью съемника и заменить.
  7. Посредством бруска ударами молотком можно выдавить ротор и проверить его, но поломки ротора крайне редки.
  8. Отделив статор от крышки, стоит осмотреть обмотку статора, но обрыв в цепи маловероятен. Причиной такой неисправности может послужить эксплуатация его на запредельных режимах.
  9. Далее можно извлечь диодный мост, он чаще выходит из строя. Проверить его можно мультиметром.
  10. Ну и конечно щетки электродвигателя – их надо замерить, если длина слишком маленькая – заменить.
  11. Сборка и монтаж узла делаются от обратного.

Здесь нужно добавить, что неисправности у ВАЗ 2110 имеют такой же характер. Впрочем, и у генератора Нивы Шевроле обычно такие же неисправности.

Итог: какие признаки

Теперь попробуем подытожить вышесказанное, иными словами, обобщить все признаки типичных неисправностей генератора.

  1. Первое – это признаки неисправности диодного моста барахлящего генератора. А именно: частые перепады напряжения, аккумуляторная батарея то перезаряжается, то не заряжается толком. Ведь диодный мост служит своего рода обратным клапаном и отвечает за то, чтобы электроток шел прямо от узла, а не возвращался обратно.
  2. Также нередки случаи выхода из строя реле регулятора напряжения, о чем говорит частый перезаряд аккумуляторной батареи.
  3. Далее – износ щеток электродвигателя, о чем повествует падение напряжения.
  4. Поломка подшипника определяется характерным гулом, который слышно даже из-под капота.
  5. Реже встречается обрыв обмоток, который диагностируется после полного отказа узла.

Что ж, генератор автомобильный может выдавать себя с плохой стороны именно такими неисправностями. Однако, не все из них автолюбителям удается выявить самостоятельно. Часто приходится обращаться за этим в автосервис.

Цена диагностики и необходимость ремонта

Во сколько обойдется диагностика по крупным городам России, мы попытались разобраться, после чего собрали усредненные данные в следующую таблицу.

Город Стоимость
Москва 1200 руб.
С-Петербург 1000 руб.
Екатеринбург 800 руб.
Самара 700 руб.
Новосибирск 800 руб.

Данные величины стоимости диагностики указаны без учета демонтажа электродвигателя с автомобиля.

Однако никогда не стоит забывать, что случаются ситуации, при которых неисправностей генератора у автомобиля слишком много, и все они серьезные. Поэтому, разобрав электродвигатель, можно понять, что чинить его бессмысленно. Тогда уж лучше приобрести новый электромотор. Ситуации эти таковы:

  • более трех элементов вышли из строя;
  • ротор подлежит замене, но приобрести его отдельно вряд ли удастся;
  • следы чрезмерной изношенности почти всех элементов.

Основные неисправности

  1. Первым делом снимите генератор. Можно обойтись и без снятия, однако это в том случае если вы на 100% уверены, что проблема именно в щетках, а также в том, что остальные части генератора абсолютно исправны.
  2. Затем необходимо разобрать генератор, чтобы добраться до щеток. Как это сделать вы можете узнать из предыдущих статей, ссылки на которые приведены выше.
  3. Продуйте сжатым воздухом посадочное гнездо щеткодержателя, затем протрите чистой тканью.
  4. Выпаиваем щетки генератора, для этого вам потребуется паяльник. Примечание! Заменить щетки генератора можно также и другим способом — вместе со щеткодержателем. В этом случае вам придется купить новый щеткодержатель с новыми щетками, этот вариант намного проще, но при этом дороже.
  5. Рекомендуем заодно почистить контакты, а также проверить упругость пружин.
  6. Отполируйте контактное кольцо (не обязательно).

После замены вы можете получить ошибки о неисправности батареи или генератора, вам не нужно сразу пытаться найти причину сбоя. Это явление не редкость, потому что новые кисти только начали привыкать. Через некоторое время все вернется в норму, и вы сможете спокойно продолжить работу автомобиля.

ЗАМЕНА РЕЛЕ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА. ЩЁТКИ ГЕНЕРАТОРА. Замена щёток генератора. ВАЗ 2110.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий