О видах колесных дисков

Что такое колеса?

Колесо — это вращающийся и передающий элемент ходовой части, расположенный между шиной и ступицей.

Колеса транспортных средств подразделяются на одинарные и сдвоенные. Одинарное колесо устанавливается на одной ступице и несет одну шину, а сдвоенное имеет два обода, смонтированных на одной ступице и несущих две шины.

На автомобилях применяются следующие виды колес:

  • дисковые колеса
  • колеса с разборным ободом
  • составные колеса

Дисковое колесо — это неразборный узел, состоящий из обода колесного диска. Дисковое колесо грузового автомобиля может иметь составной обод, один из бортов которого состоит из съемного разрезного замочно-посадочного кольца и съемного бортового кольца, которые в сборе образуют обод. Варианты исполнения дисковых колес представлены на рисунке:

Колесо с разборным ободом — это колесо, в котором один или два разборных обода крепятся непосредственно на ступице, развитой до размера обода. Такие колеса широко применяются на тяжелых автомобилях и автобусах.

Составное колесо состоит из двух элементов, каждый из которых включает часть обода. После сборки элементы образуют обод с двумя закраинами. Такие колеса применяются для крупногабаритных широкопрофильных шин и шин с регулируемым давлением.

Типоразмер колесного диска может быть обозначен следующим образом:

Соединение колеса со ступицей обеспечивает передачу крутящего момента и центрирование колеса на ступице. Крепление штампованных дисковых колес легковых автомобилей производится, как правило, с помощью болтов или гаек, имеющих коническую центрирующую поверхность. Центрирование литых дисков колес осуществляется по посадочному пояску ступицы. Узел крепления включает шпильки и унифицированные гайки, снабженные свободно вращающимися шайбами, которые исключают возможность повреждения диска. Вместо шпилек и гаек могут использоваться болты.

Соединение дискового колеса со ступицей грузовых автомобилей осуществляется с помощью шпилек и гаек со сферической опорной поверхностью или шпилек и унифицированных гаек со свободно вращающимися шайбами.

Крепление колес с разборным ободом производится специальными крепежными элементами (прижимами), которые прижимают коническую посадочную поверхность обода к соответствующей поверхности ступицы, имеющей угол наклона 28°.

Пневматическая шина — это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением. Основным элементом шины является покрышка, непосредственно воспринимающая нагрузки на шину со стороны дороги. Она состоит из каркаса, протектора, брекера, бортов и боковин.

Каркас — это силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда, закрепленных на боковых кольцах.

Протектор — наружная резиновая часть покрышки с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление шины с дорогой предохраняющая каркас от повреждений.

Брекер — часть покрышки, состоящая из слоев корда или резины и способствующая более равномерному распределению по поверхности колеса действующих на него нагрузок.

Борта — это жесткие части покрышки, служащие для крепления шины на ободе.

Боковины — резиновый слой, покрывающий боковые стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и проникновения влаги.

По конструкции каркаса и брекера различают диагональные и радиальные шины. По способу герметизации внутренней полости (при сборке с ободом) шины бывают камерные и бескамерные.

По типу рисунка протектора различают шины:

  • с дорожным рисунком в виде шашек или ребер, разделенных канавками; предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием
  • с универсальным рисунком в виде шашек и ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепами по ее краям; предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным и облегченным покрытием
  • с рисунком повышенной проходимости, в котором имеются высокие грунтозацепы, разделенные выемками; предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах
  • с зимним рисунком, имеющим острые кромки выступов; предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут оснащаться шипами противоскольжения
  • с направленным рисунком, не симметричным относительно радиальной плоскости колеса
  • с всесезонным рисунком

Как размер покрышки влияет на расход горючего

Чтобы сделать свой автомобиль более привлекательным, водители стремятся установить на машину широкие покрышки, отличающиеся посадочными диаметрами. Причем никто из них даже не задумывается о том, сколько будет расходоваться топлива при эксплуатации машины на таких колесах.

В этом вопросе мнение водителей разделились. Одна группа утверждает, что на шинах небольшого диаметра расход топлива уменьшается. Другие, у которых стоит более широкая резина, с таким мнением категорически не согласны.

Теоретически, чтобы вращалась покрышка большого диметра, автомобиль должен затратить намного больше усилий. Поэтому ему понадобится намного больше топлива. Однако подсчитать процент потерь неимоверно сложно. Ведь для этого необходимо учитывать множество различных факторов.

Например, техническое состояние машины. По мнению водителей, придерживающихся этой теории, на расход топлива влияет только скоростной режим.

Пока машина движется с небольшой скоростью, расход топлива будет минимальным. Он возрастет только, когда скорость будет больше 50 км/ч.

По мнению экспертов, расход топлива напрямую зависит от высоты профиля. Чем он больше, тем больше потребуется горючего.

Особенности маркировки не заводских колес

По типу изготовления не заводские диски делятся на 3 вида:

  • литые;
  • кованые;
  • штампованные.

Приступая к их выбору, желательно знать рекомендованные и предельные характеристики колёс, которые предлагает изготовитель.

Ведь даже незначительное отклонение от нормы технических параметров штампованных дисков и литых оказывает влияние как на сильный износ шин, так и на деятельность подвески в нестандартных условиях вождения и при предельных нагрузках. Агрессивная мера вождения также приводит к разрушению конструкций автомобиля.

Параметры литых дисков отличаются от штампованных: первые более дорогие и недолговечные. Литые производятся методом литья из алюминиевых и титановых сплавов, их приобретают больше для эстетики, они быстро мнутся при ударах

Очень важно учесть, что даже незначительное отклонение от рекомендаций изготовителя авто в технических характеристиках чревато износом шин и ремонтом подвески. Кованые — недешёвые, но качественные

Внимание!
 У литых колес стены толще, чем у штампованных, поэтому требуются более длинные болты и шпильки.

Маркировка литых дисков

Пример маркировки литого диска МАК Bimmer 7Jx16 H2 PCD5×120 ET31 Dia72.6:

  • Расшифровка первых цифр описана выше.
  • DIA 72.6 — диаметр посадочного отверстия на диске, равен 72.6 мм.

Если указанный показатель DIA меньше диаметра цилиндра ступицы, диск нельзя будет одеть на ступицу, если больше — он будет «сидеть» лишь на болтах, что увеличит нагрузку на крепёж и ступицу.

Маркировка штампованного, подходящего на ВАЗ-2107, размер 175/R13, выглядит так: 5,57×13 4×98 ET16 Dia59,0.

Дополнительно маркируется на не заводских дисках:

  • дата производства (неделя и год).
  • SAE, ISO, TUV — клеймо органа — означает, что диск прошёл контроль методом рентгена и соответствует международным стандартам.
  • MAX LOAD 2000LB — означает предельную нагрузку на колесо (обозначают в килограммах или фунтах).

Диски для легковых авто производятся с прочным запасом. Они не выдержат нагрузки, если их установить на автобус или джип, видоизменяются даже при незначительных неровностях на дорогах.

Обратите внимание!
При выборе колёс необходимо обратить внимание на рекомендации по величине предельной нагрузки на диск.

Расшифровка

Какая еще маркировка может быть на диске:

  • MAX PSI 50 COLD — показывает, что в шине давление не должно быть больше 50 фунтов на квадратный дюйм.
  • COLD (холодный) — обозначает, что давление нужно мерить в холодной шине.
  • JWL — является обозначением того, что производитель дополнительно протестировал продукцию, JWL — для автомобилей легковых.
  • JWL-T — для автобусов и грузовых.
  • VIA — наносимая маркировка после прохождения испытаний в транспортной японской инспекции.

Китайские диски

Китайские производители дисков делятся на две категории: одни выпускают подделки под известные марки дисков, а другие выпускают собственную продукцию.

NZ – этот производитель известен российским автовладельцам с середины нулевых годов, является одним из самых крупных в Китае, выпускает множество типоразмеров дисков.

TREBL – диски под этой маркой начали массово завозить в Россию с конца нулевых годов, и сегодня это уже один из довольно известных брендов.

LS  – точное название «LS Wheels» — известная марка дисков, производство находится на Тайване (часть Китая), ассортимент моделей увеличивается с каждым годом.

Alcasta – хорошо зарекомендовавший себя китайский бренд, его продукция имеет несколько российских сертификатов.

Arrivo – крупный китайский производитель дисков, продукция имеет хорошие продажи в России.

Legeartis – довольно известный производитель дисков из Китая, выпускает множество моделей, продукция хорошо знакома российским автовладельцам.

X-Race – точное название «X-Race Wheels» — известный производитель дисков, имеет российские сертификаты на продукцию.

Nitro – знакомый российским автовладельцам бренд, выпускает диски из алюминиевых сплавов.

Konig – китайский производитель с более ем 30-ти летней историей, имеет много интересных дизайнерских решений дисков.

YST – один из немногих китайских производителей, уделяющий большое внимание надёжности своей продукции. MSW – китайский бренд, который появился благодаря итальянскому производителю дисков OZ, с недавнего времени на его продукцию ставят маркировку «разработано в OZ»

MSW – китайский бренд, который появился благодаря итальянскому производителю дисков OZ, с недавнего времени на его продукцию ставят маркировку «разработано в OZ».

RW — точное название «Racing Wheels» — молодой Тайваньский (часть Китая) бренд, сумевший завоевать себе популярность среди множества других азиатских производителей.

Advanti – китайский производитель, предлагающий диски с интересным дизайном.

Bantaj – под этим китайским брендом выпускаются литые и штампованные диски преимущественно чёрного цвета.

Aqua – набирающий популярность китайский производитель.

Основные параметры

При покупке диска в первую очередь необходимо задуматься над тем, какие данные вы собираетесь на него записать, и какая емкость носителя вам будет необходима

Также стоит обратить внимание на ряд других характеристик, которые часто вами игнорируются, значительно влияют на качество записи и удобство их использования

Типы и емкость дисков

Первое решение о покупке диска должно касаться его типа. Это в свою очередь влияет на следующие особенности, такие как: объем, кратность а также скорость записи. В настоящее время на рынке можно встретить следующие типы дисков:

  • CD-R – это одни из самых популярных видов дисков одноразовой записи. На стандартном компакт-диске можно записать 700 МБ данных или около 80 минут музыки. Можно встретить также большие носители: 800 МБ (90 минут) и 870 МБ (99 минут). Эти диски воспроизводят практически все проигрыватели: компьютеры, портативные плееры или автомобильные магнитолы.
  • CD-RW — на таких дисках, также находится 700 МБ данных. Однако в отличие от предыдущих, эти можно записывать многократно. Их можно записывать, стиреть, после чего снова записывать (прим. 1000 раз).
  • DVD – рядом с CD-R также являются наиболее часто используемыми дисками одноразовой записи. Их неоспоримым достоинством является тот факт, что на них находится до 4,7 ГБ данных. Различают 2 вида дисков: DVD+R и DVD-R. Часто мы задаемся вопросом откуда эти различия, и какой из дисков лучше выбрать. Значительное различие между ними заключаются в том, что DVD+R являются предварительно сформатированными и имеют область для коррекции ошибок. Следовательно, лучше подходят для хранения компьютерных данных. Их недостатком является то, что старые программы или DVD-приводы могут не поддерживать запись дисков DVD+R. А диски DVD-R, в отличие от DVD+R не имеют областей ошибок и не отформатированы. Однако, благодаря этому идеально подходят для записи фильмов и музыки, так как они не нуждаются в коррекции ошибок. Следует также иметь в виду, что диски в формате DVD можно воспроизводить только в проигрывателях предназначенных для них.
  • DVD-RW, DVD+RW — на таких дисках также помещается до 4,7 ГБ данных. Однако в отличие от предыдущих, эти можно использовать многократно. Их можно записать, стереть, после чего снова записать (прим. 1000 раз). Однако по мере эксплуатации, диск теряет свои свойства, что отражается на скорости чтения.
    Наиболее распространенный формат это DVD-RW, поддерживается большинством DVD-приводов. DVD+RW это альтернативный формат, созданный для обеспечения большей совместимости со стационарными DVD-проигрывателями.
  • DVD-R DL – это двухслойные диски объемом до 8,5 ГБ данных. Их можно записать только один раз. Для их записи и воспроизведения требуются устройства, которые поддерживают данный тип носителя.
  • DVD-RAM – это был первый из стандартов записи на DVD-диск, который в настоящее время был вытеснен более поздними стандартами DVD-RW и DVD+RW. Однако носитель DVD-RAM имеет огромное преимущество, поскольку, как утверждают производители, может быть стираем и записан более 100 000 раз. Недостатком этих дисков является тот факт, что для их записи и воспроизведения требуются устройства, которые поддерживают данный тип носителя, в частности компьютерные программы чтения DVD-RAM.
  • DVD Blue Ray – это относительно новый тип диска, позволяющий записать до 25 ГБ информации на однослойных дисках. В продаже также можно найти двухслойные диски объемом до 50 ГБ. Как и в случае двух предыдущих дисков, для их записи и воспроизведения требуются устройства, которые поддерживают данный тип носителя.



Что было потом

Основой диска является тонкий чувствительный слой металла (чаще всего это алюминий), способный отражать лазерный луч. Выжженные при записи лазером канавки (их называют пиитами), не отражают излучение лазера. Ленды, то есть оставшиеся нетронутыми участки, этот луч отражают.

В составе лазерной головки, кроме самого излучателя, есть линза и считывающее устройство. Таким образом, пит и ленд, можно закодировать как единицу или ноль, то есть в привычном для любой ЭВМ, двоичном коде.

Интерпретация же этого кода, в более приемлемый для человека формат – уже задача других аппаратных компонентов компьютера.

Естественно, любая технология развивается и становится более совершенной. Всего, инженеры явили миру, четыре поколения дисков, которые отличались между собой ключевой характеристикой – емкостью носителя.

Так, знаменитый CD относится к первому поколению и вмещает всего 700 Мб данных, DVD является диском второго поколения и на него можно записать уже 4,7 ГБ, а Blu-ray третьего поколения, содержит 25 ГБ.

Навороченные Holographic Versatile Disc, которые теоретически способны вместить до 3,9 Тб данных, пока несовершенны и постоянно дорабатываются.

Интересно, что независимо от классификации, все эти диски имеют один и тот же стандартный размер: 12 см у обычного и 8 см у мини-диска. Разница же в емкости, достигается благодаря сужению ширины дорожек – логично, что при такой тенденции, на той же площади их поместится больше.

История

История начинается с 80-х годов двадцатого века, в фирме «Филипс», которая объявила о совершенной революции в области звуковоспроизведения. Она создала первые лазерные диски и проигрыватели к ним. При этом качество звучания, долговечность звуконосителей, их компактность были несравненны с другими носителями информации. Скромные по сравнению с грампластинками-гигантами размеры в первую очередь стали причиной того, что новое название очень скоро трансформировалось в более привычное сегодня: компакт-диск, си-ди (CD).

Первые CD-диски записывались по принципу грампластинок: один раз и навсегда. Они называются CD-R (Recordable). Однако очень скоро появились диски для многократной перезаписи — CD-RW (ReWritable). Технология изготовления последних несколько иная. Информация записывается не на слой пластмассы, а на пленку из специального металлического сплава, меняющего свои свойства под воздействием лазерного нагрева и образующего чередование темных и светлых участков. Такие диски можно перезаписывать до 1000 раз без потери качества записи!

CD несли 700 мегабайт информации, и на фоне объемов памяти тогдашних персональных компьютеров это выглядело потрясающе. Понятно, что для цифрового способа записи нет разницы в том, что именно записывать — компьютерную программу, музыку или видеоряд. Пятидюймовая пластинка вмещала головоломные компьютерные игры, библиотеки из 10 тысяч наименований книг! А вот записать кинофильм на CD не получалось — места маловато.

Впрочем, будем точны: фильмы на CD все же записывали, пользуясь специальной программой, обеспечивающей более плотное сжатие информации, так называемые форматы MPEG-2, затем MPEG-3 и MPEG-4. Но качество записи было далеко от совершенства, да и просматривать их можно было лишь на экране компьютера. Чтобы перейти ко второму этапу революции, потребовалось почти десять лет и несколько миллиардов долларов, и к нему имели отношение уже не только голландцы.

В 1995 году усилия по созданию следующего поколения компакт-дисков объединили десять лидеров компьютерной индустрии: «Хитачи», «Мацушиба», «Мицубиси», «Тошиба», «Сони», «Томсон», «ДжиВиСи», «Филипс», «Тайм Уорнер» и «Пайонир». Результатом стало появление нового диска — DVD. Интересно, что вначале эта аббревиатура расшифровывалась как Digital Video Disc, то есть цифровой видеодиск. Прошел год, пока создатели осознали возможности своего творения, явно не ограничивающиеся сферой киноиндустрии. К тому времени сокращение DVD стало привычным, но расшифровывали его теперь иначе: Digital Versative Disc — цифровой многофункциональный диск.

При полном технологическом сходстве со своим предшественником главным его отличием от CD стала возросшая на целый порядок плотность записи информации. Размеры питов уменьшились с 0,83 до 0,4 микрона, а ширина спиральной дорожки — с 1,6 до 0,74 микрона. Таким образом, на одной стороне диска умещалось уже 4,7 гигабайта информации. Но это еще не все.

DVD-диски научились делать: а) двусторонними, б) двухслойными, в)двусторонними и двухслойными одновременно, увеличив полный объем памяти одного диска до 17 гигабайт. Этого вполне хватало, чтобы записать не только «картинку» фильма наивысшего качества, но и звукосопровождение на нескольких звуковых дорожках для создания стереофонического эффекта или озвучивания одновременно на восьми разных языках, демонстрации субтитров на 32 языках, любой из которых пользователь выбирает простым нажатием клавиш на пульте видеопроигрывателя.

Разновидности дисков для болгарки

Не только габариты отличают друг от друга элементы, но и функциональное их предназначение.

Насадки для отрезания

Чаще всего болгарку используют, чтобы отрезать что-либо. Естественно, тип круга определяется материалом, с которым предстоит работа:

  1. Насадки для металла. Для их изготовления используют кристаллический глинозём корунда и синтетический корунд, который ещё называют электрокорундом. Они окрашиваются синим цветом.

  2. Круги для распила камня и бетона. Изготавливаются из карбида кремния. Этот абразивный материал легко справляется не только с силикатным кирпичом, но даже с шифером. Можно разрезать некоторые типы бетона. Зелёный цвет окраски отличает эту разновидность кругов.

  3. Для работы с плиткой из керамики, красным кирпичом, керамогранитом и бетоном. Применяются алмазные круги. Конечно, сама насадка металлическая. Просто на его режущую поверхность нанесена масса абразива, в которую добавлена алмазная крошка. В продаже встречаются диски двух видов. Сегментированные круги позволяют производить сухую резку, цельные — требуется охлаждать водой.

  4. Для разрезания древесины. Внешне они ничем не отличаются от тех, что применяются в циркульных пилах, но из соображения безопасности ими лучше не пользоваться. От подобного инструмента очень часто случаются травмы у людей, так как диск периодически норовит заклинить, отскочить и всячески соскользнуть.

@max-stroy.su

@max-stroy.su

Диски для обдирки и зачистки

Прежде чем покрывать ту или иную поверхность свежей краской, слой старой необходимо удалить. Предварительной зачистки требует и ржавчина. Для этих случаев используют корщётки. В продаже встречаются щётки двух разновидностей. Они могут быть дисковидной или чашеобразной формы. Но и в том, и в другом случае имеется металлическая проволока.

@max-stroy.su

Сама проволока свита в отдельные канатики или попросту распушена. Её диаметр различен. От толщины зависит качество обработки. Если требуется лишь грубая, но быстрая обдирка, то применяют щётки с толстой проволокой.

Шлифующие и полирующие круги

Изначальное предназначение болгарки заключается в помощи человеку при шлифовке и полировке. Они могут очень быстро (хоть и грубо) обработать любую поверхность, но применяются и при финишных манипуляциях. Для этого разработано очень много всевозможных шлифовальных и полировочных дисков, среди которых:

  1. Щётки из корда для проведения черновой обработки или для зачистки.
  2. Торцевые абразивные насадки. Для боковин заготовок.
  3. Лепестки. Это особый вид кругов, которые делают из абразивного полотна разной степени зернистости. Качество результата напрямую зависит от размера зерна.
  4. Круги из войлока. Используют, когда необходимо отполировать поверхность до зеркального состояния, при этом применяют жидкости для полировки или специальные пасты.
  5. Насадки из фибры. Для поверхностей из металла.
  6. Цепные и круги-рубанки. Для работы с древесиной. Для этого на болгарку необходимо поставить дополнительную рукоятку.

@max-stroy.su

Наждачная бумага может фиксироваться липучкой на насадке. В этом случае она крепится на шпинделе болгарки.

@max-stroy.su

В магазинах много различных кругов из войлока, которые используются для полировальных работ.

@max-stroy.su

Фрезеровочные

Среди большого многообразия дисков для электроинструмента можно встретить варианты для фрезерования. Их всего две разновидности — классические и фрезы. У кругов для работы предназначена боковая часть и внешне она похожа на рашпиль. Ими грубо обрабатывают древесину. Фрезы не только своей формой отличаются — у них и зубья иначе расположены. Диски этого типа работают:

  • делая пазы;
  • выбирая массив древесины из углублений и чаш;
  • зачищая кромочную и торцевую части предметов;
  • распиливая детали маленького размера.

@max-stroy.su

Заточные

Для заточки применяют обычные диски: они одинаковы и для болгарок, и для станков. Главное, что их отличает от отрезных — толщина, а также возможность использовать и боковую часть для работы.

@max-stroy.su

Сечение таких кругов не меньше пяти миллиметров. Применяют их не только когда требуется заточить режущую кромку инструмента, но и для зачистки поверхностей от следов сварки, да и если требуется грубо обработать деталь.

Что нужно знать, чтобы правильно подобрать диски по параметрам

Независимо от марки автомобиля, для правильного подбора новых колёсных дисков необходимо учесть ниже представленные основные параметры.

Диаметр

Нужно следовать советам производителя авто, диаметр диска равен посадочному диаметру шины. В настоящее время модно увеличивать заводской диаметр и менять на низкопрофильные шины: к примеру, 17 на 19.

Дополнительная информация!
При увеличении диаметра шины автомобиль становится более ездовым, но страдает комфорт и повышается нагрузка на подвеску и ступицу.

Ширина обода

Заводы-изготовители допускают отклонение в ширине обода не более 0,5-1 дюймов при диаметре до 14 дюймов. Самый лучший вариант — использовать диск заводской ширины. При изменении ширины качество езды ухудшается.

Имеется другой способ выбора ширины: необходимо из ширины протектора вычесть 20 %. Если взять шину 175/70 R13:

  • Ширина её протектора: 175 мм – 20 % = 140 мм;
  • 140 : 25,4 (1 дюйм = 25,4 мм) = 5,51 дюймов, округляется до стандартного значения, требуемая ширина обода 5,5 дюймов для шины 175/70 R13. Этот метод применим, когда нет возможности воспользоваться таблицей из каталога.

Ставить диски с нарушением PCD не стоит, это чревато тем, что нагрузка на болты и их «затянутость» будет разная.

Посадка колеса на ступицу будет неплотной. При езде гайки открутятся.

Вылет колеса (ЕТ)

При ЕТ с большим показателем диск плотнее садится в выемку колеса. При меньшем значении он выпирает, поэтому автомобилисты стараются уменьшить вылет колеса. Допускается изменять вылет колеса не более чем на 8 мм в обе стороны от заводских параметров.

Важно!
Увеличение вылета приводит к увеличению гоночных показателей: машина лучше входит в повороты на скорости. Страдает от этого управляемость машины, может возникнуть вибрация на руле от толчков, что негативно сказывается на подвеске.

Максимальная нагрузка

Чтобы примерно рассчитать максимальную нагрузку, необходимо разделить 60 % от предельно заполненной машины на 2. Точную информацию можно узнать у производителей или в каталогах.

В настоящее время для правильного выбора колёсных дисков достаточно знать лишь основные параметры автомобиля, чтобы поездка на нём была не слишком рискованной и комфортной.

Кованый диск – чемпион по легкости и прочности

Кованые диски производят по уникальной технологии горячей штамповки. Их штампуют на прессах мощностью до 10 тыс. т. Благодаря особенностям производства диски отличаются многослойной волокнистой структурой и рядом других особенностей:

  • прочные. Даже при самых сильных ударах гнутся, но не трескаются;
  • стойкость к коррозии;
  • малый вес. Легче литых дисков на 20-30%, что увеличивает максимальную скорость и снижает расход топлива.

Недостатками изделия считаются меньшее количество дизайнерских вариантов и более высокая стоимость. Кроме того, кованые диски забиваются, и их нужно регулярно чистить.

Если для вас на первом месте – шикарный вид автомобиля, и вы не любитель экстремального вождения, то стоит присмотреться к литым дискам. Для тех, кому прочность важнее внешнего вида, и кто собирается ездить не только по идеально ровным дорогам, будут интереснее кованые.

Типы колёсных дисков

На сегодняшний день колёса делятся на три основных типа по принципу изготовления. Речь идёт о классических штамповках, которые в народе называют мантоварками, литых дисках, а также кованых. Чем они отличаются?

Штампованные диски. Наиболее дешёвый и доступный вариант, но при этом далеко не самый красивый. Делают их из «чёрной» стали. Обод и лицевую часть штампуют отдельно, а затем сваривают и покрывают эмалью. Чаще всего такие диски можно увидеть в базовых комплектациях бюджетных машин. Обычно штампы прикрывают пластиковыми колпаками, чтобы посимпатичнее было. Главный плюс, помимо ценника, конечно, ремонтопригодность. При ударе колёса мнутся, и выправить их не составит труда. Из минусов: диски страшные (да-да, слышали про вкус и цвет) и тяжёлые. Разница в массе может достигать 30 % в сравнении с литьём такого же диаметра.

Литые диски. Из названия очевидно, что изготавливают эти колёса путём литья в заранее заготовленную матрицу. В отличие от штампов их чаще всего делают из алюминиевых сплавов. Также могут быть использованы смеси на основе магния и титана. Отсюда, кстати говоря, пошло разговорное название «титанки». Первый большой плюс литых дисков — вес, второй — форма. В данном случае дизайнерам есть где разгуляться. Но и без минусов не обошлось. При сильном ударе литьё не мнётся, а трескается. То есть ремонт, если он возможен, будет более затратным и проблематичным.

Литые диски Rotiform SIX

Кованые диски. Это самый топчик, сочетающий в себе лучшие качества штамповок и литья. Вот только не стоит представлять себе кузнеца, который мнёт молотом заготовку, пока из неё не получится колесо. Нет. Фактически перед нами штампы, но созданные более сложным и дорогостоящим методом из прочных сплавов. Они не трескаются при ударе и имеют небольшой вес. Минусы, естественно, тоже есть. Главный — цена. Ковка — самый дорогой вариант массовых дисков.

Кованные диски Fifteen52 Tarmac R43 на полноприводном «Мустанге» Кена Блока

Страшные аббревиатуры. Что они значат?

В наши дни существует множество онлайн-калькуляторов, которые помогут подобрать параметры идеальных дисков. Но если вы любите делать дела по старинке, то нужно знать, что же означают все эти странные цифро-буквенные комбинации. Начнём с начала.

Посадочный диаметр. Размер окружности диска в дюймах. Ничего сложного. Обычно диаметр прописывается не просто цифрой вроде 17, 18 и т. д., но и с припиской буквы R. Возникает логичный вопрос: что же она означает? Нет, это совсем не радиус. Обозначение пришло из мира шинников, где так маркировались радиальные шины. Для диска R не несёт абсолютно никакой информации.

Узнать, какой диаметр диска нужен вам, можно в руководстве по эксплуатации автомобиля либо же на наклейках в дверных проемах.

PCD — число и диаметр расположения крепёжных отверстий диска. В народе этот параметр называют разболтовкой или сверловкой. Обозначается PCD двумя цифрами с x между ними. К примеру, PCD для дисков Toyota Camry XV70 выглядит так: 5×114.3 где 5 — количество болтов, а 114.3 — диаметр окружности, на которой лежат крепёжные отверстия.

Ширина диска. Такой же простой параметр, как и диаметр, обозначается в дюймах. Прописывается ширина буквенно-цифровым сочетанием вроде 9J. В данном случае речь идёт о 9-дюймовом диске.

Допуски по ширине колеса обычно прописываются там же, где указывается посадочный диаметр в руководстве пользователя.

Вылет диска. Обозначается как ET. Научное определение вылета звучит так: расстояние от привалочной плоскости крепления диска к ступице до продольной оси симметрии диска. Сложно да? Давайте попробуем упростить. Ось симметрии — линия, которая делит ширину диска пополам. Ну а привалочной плоскостью колесо прикладывается к ступице. За исключением нулевого вылета, существуют положительный и отрицательный.

У дисков с отрицательным параметром ET ось симметрии отдалена от автомобиля больше, чем привалочная плоскость. За счёт этого они получают красивую «полку» и помогают сделать колею шире. В случае с положительным ось симметрии лежит ближе к машине.

Диаметр центрального отверстия. Обозначается как DIA

На этот параметр обращают внимание очень немногие автомобилисты, хотя является он очень даже важным. Если отверстие окажется меньше необходимого, то диск просто-напросто не встанет на место, ну а если больше, как это часто бывает, то установить его можно, но возникнут проблемы с центровкой

Водители полагают, что в таком случае колесо само по себе отцентруется при затяжке болтов, но на деле этого не будет. Нужны центровочные кольца. Если ваши диски ровные и отбалансированные, но при движении есть вибрация или биение, то следует проверить DIA.

Форма крепёжных отверстий

Далеко не тот параметр, на который люди обращают внимание, но он очень важен, особенно при переходе с штампованных дисков на литьё или ковку. Дело вот в чём

Гайки для дешёвых штампов имеют слегка коническую форму плоскости, которая прилегает к диску при затяжке. Это связано с его небольшой толщиной. А вот в случае с более дорогими колёсами встречаются отверстия, рассчитанные под крепёж с более выраженным конусом или вовсе на плоские гайки. И без использования правильного крепежа диск просто-напросто нормально не притянуть.

Конические колесные гайки

Как выбрать жесткий диск

Перед покупкой стоит вспомнить о функциях вашего компьютера. Если ПК используется лишь для работы с офисными документами и вечерних просмотров фильмов, достаточно выбрать жесткий диск с минимальным объемом памяти (сейчас это 500 Гб). О быстродействии диска тоже можно не беспокоиться.

Если пользователь привык скачивать игры и фильмы из интернета, ему понадобится диск до 1 Тб. Настоящим геймерам и киноманам даже этого может оказаться недостаточно.

Перед приобретением «объемного», а значит, дорогого диска лучше убедиться в возможностях BIOS. Без расширения UEFI он просто не видит диски емкостью свыше 2 Тб.

Игроманам и специалистам, работающим с графическими и видеофайлами, стоит обратить внимание на скорость обработки информации (в технических характеристиках эти данные не указывается, но их результаты тестирования можно найти в интернете). Возможно, что в погоне за скоростью придется перейти с привычного магнитного на гораздо более дорогой, но «шустрый» SSD

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий